Диалог о возможности-бытии высокопреосвященного кардинала Николая из Кузы. 1460 г.
Глава 18.
…
Фердинанд. Мне кажется, что ты, рассуждая о мгновении, хочешь говорить о настоящем.
Николай. Я утверждаю, что одно и то же «теперь», мгновение и настоящее.
Фердинанд. Тогда мне ясно, что настоящее - это принцип познания и бытия для всех временных различий и разнообразий. Ведь при помощи настоящего я познаю прошлое и будущее; и все, что существует, существует через него, так как настоящее в прошлом есть прошлое, в будущем же оно есть будущее, в месяце - месяц, в дне - день,
и так - во всем. И хотя оно есть все во всем и распространяется на все, оно, однако, ни в чем не объемлемо, пребывая постоянно и будучи лишено инаковости.
…
Фердинанд. Слова богослова: «Если кто-нибудь, созерцая бога, понимает, что созерцает,- он созерцает не бога, но нечто». Поэтому, если бы Давид из Динанта увидел, что бог есть «материя», или «ум», или «природа», он, конечно, увидел бы нечто, но не бога.
Николай, Удивительный ты, Фердинанд. И конечно, еще удивительнее, если бы ты рассмотрел в отношении сказанного выше нечто более глубокое.
Фердинанд. Скажи, пожалуйста, что именно?
Николай. Слова богослова: «Так как все мыслимое является чем-либо, то поэтому оно не есть бог». Нечто же есть нечто иное. Значит, бог, если бы он мыслился, во всяком случае мыслился бы не как иное. Отсюда, если он не может мыслиться в качестве того, что обозначается при помощи «иного» и «нечто», то он не может и мыслиться как нечто, поскольку он не обозначается при помощи «нечто».
Глава 20.
…
Николай. Все мудрые обыкновенно стремились высказать о начале вещей одно и то же! Но разные выражали это по-разному. …