Мистические и схоластические трактаты
Толкование на книгу Бытия (1311-1313)
...Здесь надлежит заметить, что живое как таковое нетварно и не может быть сотворено. Где бы ни была жизнь в такой чистоте и простоте, что она была бы лишь жизнью, но не бытием, там она будет нетварной. Однако целью творения является бытие. Поэтому все, что помимо жизни имеет некое бытие, является тварным и созданным, - в силу того, что оно обладает бытием, а не в силу того,
что оно живо.
...Опять-таки нужно заметить, что он говорит: размножайтесь. Следует знать, что множественность по своей природе относится только к несовершенному. «Ибо совершенное и целое суть одно». Целое всегда едино, а части, напротив, всегда многочисленны, поскольку несовершенны. Потому следует заметить, что множественность или размножение даны несовершенным сущностям в качестве исцеления, дабы они собрали у многих и как бы друг у друга заимствовали свое совершенство, ибо им, самим в себе не имеющим постоянства, Бог дал другим способом неизменность, а именно, посредством умножения в чадородии, как о том говорится в кн.II трактата «О душе» *.
*Аристотель. О душе. - II, гл.4, стр.401-402: «Так как живое существо не в состоянии постоянно соучаствовать в вечном и божественном (ибо не может преходящее вечно оставаться тем же и быть постоянно единым по числу), то каждое из них причастно [божественному] по мере своей возможности: одно - больше, другое - меньше, и продолжает существовать не оно само, а ему подобное, оставаясь единым не по числу, а по виду».(Аристотель. Сочинения. - Т.1.)
...Превосходство разумной природы заключается в том, что она уподоблена Самому Богу, но не чему-то, что находится в Нем в виде идеи. А причина сему такова: «Разум как таковой есть возможность стать всем [в процессе познания]», не только тем или этим, ограниченным своим видом. Поэтому он, согласно учению философа, есть «некоторым образом все» * и все сущее целиком. И Авиценна в кн.IX, гл.7 «Метафизики» говорит: «Совершенство разумной души состоит в том, что она становится духовным миром и форма всего запечатлевается в ней... до тех пор, покуда в ней не устроится порядок всеобщего бытия и она не станет духовной вселенной, образом бытия всего мироздания» **. Человек берет начало в Боге «в тождестве» Божественной «сущности». Поэтому-то только духовная природа восприимчива к совершенствам, принадлежащим сущности Бога, иначе говоря, к познанию и мудрости, превосходству над сущим и его строем, к заботливости по отношению к прочим творениям и умению управлять ими. Это и есть смысл сказанного: сотворим человека по образу и по подобию Нашему, не по подобию чего-то, что в Нас. И ниже: «И да владычествует он над рыбами морскими и над птицами небесными и зверями всей земли», и далее «Сотворил Бог человека по образу Своему», не по образу чего-то, что в Нем, «по образу Божьему», а не по образу чего-то, что в Боге. Августин говорит, что душа «посредством того есть подобие Бога, посредством чего она восприимчива к Богу» и восприимчива к совершенствам, принадлежащим сущности Бога, например, к мудрости, умению править, заботливости и первенству или превосходству над всем, что находится ниже человека и его духа. Итак, это - смысл сказанного: сотворим человека по образу и по подобию Нашему.
* Аристотель. О душе. - III, гл.8, стр.439: «... некоторым образом душа есть все сущее» (Аристотель. Сочинения. - Т. 1.)
** Авиценна. Метафизика. - IX, гл.7, стр.510-511