Обзор журналов.
Mind. - Мокиевского. W. Carlile. Реальность и причинность.
...Каков первичный смысл слова: «реальный»? Реальным, несомненно, мы первоначально называем все то, что является для нас источником мускульных и осязательных ощущений. Затем присоединяются другие ощущения, например, звуковые, благодаря чему понятие «реального» получает больший объем, но меньшее содержание. Однако, мы не останавливаемся на этом; мы не удерживаем прямого смысла слова, а начинаем употреблять его в метафорическом значении. Мы говорим, например, о реальности геометрических истин.
Это ведет к замечательному результату - к тому, что метафорическое значение слова стремится вытеснить первичное, типическое его значение. И таким образом, все идеалисты от Платона до Лотце приходят к выводу, что имеются сущности более реальные, чем вещи окружающего нас мира. Такой же процесс совершается и со словом «причинность». Первичный, типичный пример причинной связи есть случай деятельности какого-либо живого существа. Обыкновенный человек на вопрос: «что значит причинить что-либо?», ответит: «это значит сделать что-либо» (Doing something); а на вопрос, что значит сделать что-либо, он возьмет какую-либо вещь, передвинет ее с места на место и скажет: «Вот я сделал нечто». Таков первичный смысл причинения. Но затем мы расширяем и видоизменяем этот смысл. Когда мы говорим, что различие удельного веса есть причина погружения в воду камня, положенного на поверхность этой воды, то мы, конечно, употребляем слово «причина» уже в ином смысле. Когда же Юм приходит к выводу, что идея причины заключает в себе только идею неизменного следования, то он совершенно покидает первичный, основной смысл слова «причина», - смысл, прежде всего, указывавший на деятельность.
F. H. Bradley. О предполагаемой бесполезности души.
...Можно доказывать, что сознание есть результат несовершенства организации, так сказать - результат трения частей машины, что, поэтому, когда будет достигнуто совершенство, когда трение будет уничтожено, то и сознание исчезнет. Но подобное уничтожение всякого - как внутреннего, так и внешнего трения, невозможно.