Николай Кузанский (1401-1464) Сочинения в 2-х томах. Т. 1: М.: Мысль, 1979.

Feb 18, 2024 13:15

Книги простеца. 1450 г.
Простец об уме (Idiota de mente)
Глава 13. То, что Платон называл душой мира и Аристотель - природой, есть бог, создающий все во всем; и он творит в нас ум
Простец. … Ты знаешь, что наш ум есть некая сила и что эта последняя является образом божественного искусства, о котором уже было сказано. Поэтому все, что в совершенной действительности свойственно абсолютному искусству,- то действительно свойственно нашему уму как образу. Поэтому ум сотворен творческим искусством так, как будто это искусство хотело сотворить себя самого; а так как бесконечное искусство неумножаемо, возникает его подобие, как это бывает и в том случае, когда художник хочет изобразить себя самого; так как сам он неумножаем, то, когда он изображает себя,возникает его подобие. И поскольку это - подобие, то даже сколь угодно совершенное,- раз оно не может быть совершеннее образца и более подобно ему, чем сам образец,- оно никогда не является столь совершенным, как какое-нибудь подобие, пусть несовершенное, однако обладающее способностью все больше и больше, без ограничения, уподоблять себя образцу,- ибо в этом случае оно, насколько это возможно для подобия, уподобляется бесконечности.
Так, если бы художник создал два образа, из которых один, представляясь законченным, уже весьма похож на него, другой же, не столь похожий, является живым, то есть таким, который, будучи возбужден к движению своим объектом, может делать себя все более и более похожим на него,- никто не поколеблется признать второй образ более совершенным, поскольку οн как бы подражает искусству художника.
Так всякому уму, в том числе и нашему, хотя он и сотворен ниже всех умов, богом позволено быть, насколько он способен, совершенным и живым образом бесконечного искусства. Поэтому он троичен и един, имея могущество, мудрость и их соединение таким способом, чтобы быть совершенным образом искусства, а именно чтобы, будучи возбужденным, он мог все более и более уподоблять себя первообразу. Так, наш ум, хотя он в начале своего создания не имеет актуального отражения творческого искусства в единстве троичности, однако имеет ту прирожденную способность, при помощи которой, будучи возбужденным, может делать себя более подобным актуальности божественного искусства. Поэтому в единстве его сущности заключены могущество, мудрость и воля. И в сущности совпадают мастер и мастерство, как в живом образе бесконечного искусства, которое, будучи возбуждено, может делать себя без предела все более подобным божественной актуальности, в то время как точность бесконечного искусства всегда остается недостижимой.

Тезис, Разум, Мышление, Богословие, Николай Кузанский, Творчество, Механизмы развития

Previous post Next post
Up