Архимандрит Киприан (Керн) (1899-1960) Антропология св. Григория Паламы (1950) М.: 1996 г.

Feb 16, 2024 23:53

Часть вторая. Систематическая
Глава восьмая. Обожение человека.
«Ты сродник, Боже наш, по плоти, а мы Твои по Божеству Твоему». Преп. Симеон Новый Богослов. Гимн 58-ой.
...О значении слов «образ и подобие», какое им придавалось отдельными писателями христианства, было сказано в своем месте достаточно. Здесь же считаем нужным напомнить, что наиболее авторитетные отцы и учители Церкви различали «образ» от «подобия» в том смысле, что первый видели в самой духовности человека (разумность, свобода воли, творческие дарования, бессмертность и т. под.), а второе полагали в его способности внутреннего усовершения, в динамическом стремлении к Богу, как своему Первообразу. Иными словами: «подобие Божие в человеке есть свободное осуществление человеком своего образа». И это осуществление образа и есть второе условие для теозиса человека.

...В своем духовном возрастании человек все более и более уподобляется Первообразу. Мир его души все больше становится Царством Божиим, «свет, который в нем» (Матф. VI, 23) все больше приближается к Фаворскому сиянию, человек приобретает все большее соответствие для богоуподобления. И согласно этому соответствию по «аналогии», говоря языком Ареопагитиков, он воспринимает то, что он способен вместить, к чему он настроен. Рост этой духовной силы достигается аскетическим самоусовершением человека. «Мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним,- учит св. Антоний Великий.

О Боге, Система и элемент, Понятия, Богословие, Отцы, Понятийные поля, Архимандрит Киприан Керн, Определения, О человеке

Previous post Next post
Up