Finis Mundi. Записи радиопередач | (А. Г. Дугин)

Jan 18, 2024 20:29

Finis mundi - цикл музыкально-философских передач Александра Дугина, шедших в 1997-1998 годах на московском ’Радио 101’.
12. Петр Савицкий - идеолог великой Евразии
...Савицкий и его коллеги по евразийству пытаются понять смысл большевизма. Они все более ясно приходят к выводу, что это не помрачение и не случайность, не заговор темных сил и не провокация тайных обществ, как считала тогда практически вся белая эмиграция. Напротив, Революция для Савицкого явление глубоко национальное, глубоко русское, вскрывающее в кошмарной, драматической форме глубинную русскую проблему, коренящуюся в темноте веков. "Россия Романовых была православной, самодержавной и народной, лишь номинально," - утверждает Савицкий. Уваровский лозунг - Православие, Самодержавие, Народность - прикрывал собой как фиговым листком совсем иную реальность: глубокое отчуждение озападненного дворянства от народных масс; почти полную утрату официальной синодальной Церковью мистических традиций и юридических уложений истинного Православия, поколебленных во многом уже расколом; жестокую и циничную антинародную буржуазную капиталистическую эксплуатацию обездоленных новоявленными нуворишами. За фасадом Романской России скрывалось вырождение и гибель, предательство и отчуждение. Большевики не породили катастрофу, они стали ее выразителями. Революция была неизбежна и объективна предуготовлена всем ходом последних веков русской истории. Вот важнейший вывод из евразийского анализа большевизма. В великом разрушении, кровавом кошмаре и исступленном нигилизме большевиков обнаружили себя отнюдь не чуждые, но национальные, русские стихии, которые воплотились в столь мрачные формы как раз потому, что их наличие, их голос, их вой и их скорбь упорно игнорировали самовлюбленные российские бюрократы - коррумпированные, ограниченные, фарисействующие, конформистские, бесхребетные, но жадные, юркие и неизбывно подлые - точно такие как теперь. Эти гниды из любой самой светлой идеи и идеологии легко умеют сделать нечто прямо противоположное. Революция, повергнувшая Православие, Самодержавие и Народность, по мнению Савицкого, была закономерным наказанием за то, что Православие перестало быть православным, самодержавие - самодержавным, а народность - народной. И наказание это было воплем страдающей народной души, лишь использовавшей чужеродный инструментарий марксизма для выражения своей болезненной, но духовно обоснованной воли.

...Все случается, все происходит немножко не так, как мы предвидим, и несколько позже, чем мы ожидаем. Все, о чем говорили евразийцы сбылось и осуществилось. Только с опозданием на несколько десятков лет, на несколько потерянных, загипнотизированных тяжелой, давящей массой псевдообъективности поколений. Если бы люди смотрели чуть дальше в будущее и чуть дальше в прошлое, если бы они интересовались географией и этнографией, историей религий и культур, они бы не придавали такого значения сиюминутному и локальному положению дел, не поглощались бы обескравливающей вампирической иллюзий «очевидности». Где сейчас непоколебимые истины советской идеологии или твердая уверенность в своем реакционной белой эмиграции. Все рассеялось как дым.
Также как дым, еще быстрее, еще безвозвратной рассыпятся и фиктивные достоверности сегодняшнего дня, оголтелые цензоры, ополоумевшие чиновники, осатаневшие стяжатели и шепелявые братки, бесстыдные гутаперчивые уродцы шоубизнеса, эксплуатирующего мелкий порок и поверхностную грязь сонных душ… Да, они повсюду и их диктат кажется тотальным, но уже завтра, самое крайне послезавтра от них не останется и следа. Только большое, масштабное, великое живет в рамках веков и континентов, только подвиг и самопреодоление, жертвенное служение идеи имеют шанс попасть в таинственную книгу Бытия - Книгу Жизни. Все случилось так как предвидел Петр Савицкий, как предвидели евразийцы. Действительно, советский строй увеличил мощь и территории России до небывалого уровня. Действительно, за этим подъемом стояла собственно русская, имперская стихия. Но… И здесь евразийцы, увы, оказались правы… Марксистские догматы, атеизм и материализм не позволили воплотить деяния и импульсы народа в адекватные термины, не позволили восстановить связь времен, не смогли совершить необходимый евразийский синтез.
А поэтому Советская Держава рухнула. Пала. Самоликвидировалась. Это произошло несколько позднее, чем думали евразийцы, но все же произошло. Теперь смутное время, у всех головокружение, одичание, растерянность, оглушенность агрессивными химерами Запада, нашего извечного и непримиримого врага, нашего ласкового палача, нашего коварного атлантического душителя. И снова триумф зла, мощь национальных предателей кажутся фатальными, непобедимыми, абсолютными. Но нет, снова - призрак, снова иллюзия. География - это судьба. Жизнь великих народов и континентов измеряется веками.

13. Ги Дебор - Кошмар "Общества зрелища"
В веселую эпоху начала 50-х, когда авангардист Мишель Мурр, переодетый доминиканцем, провозглашает во время пасхальной седмицы в Нотр-Дам длинную суперрадикальную ницшеанскую проповедь, когда "ателье экспериментального искусства", выставив работы некоего «Конго» и получив позитивный отзыв авангардных критиков, объявляет, что автором работ была обыкновенная шимпанзе, в нонконформистскую вселенную врывается молодой гений Ги Дебор, радикальный и беспощадный.
Первым скандальным подвигом Дебора был страшный выпад против Чарли Чаплина по случаю его приезда в 1952 в Европу. Ги Дебор с друзьями разбросал листовки против Чарли Чаплина и сорвал ему пресс-конференцию…
Дебор обозвал этого сопливого псевдо-гуманиста "мошенником чувств и шантажистом страданий". Воззвание, обращенное против Чаплина заканчивалось словами: "Go home, Mister Chaplin!"
Уже в этом заметна основная линия будущего ситуациониста Дебора - неприязнь к буржуазным суррогатам масс-культуры, особенно тогда, когда они отмечены лживым прогрессизмом и фарисейским гуманизмом.
"Мы живем в полностью поддельном мире, где все ценности и чувства, переживания и события тотально фальсифицированы.
Здесь несмешные шутки и недобрая доброта.
Здесь отрицание возведено в абсолют, поскольку оно предельно завуалировано и фактически отрицается."
"Иллюзорность, отчуждение, разделенность, изоляция, мягкий концлагерь системы - вот что такое современная буржуазная действительность, самая тоталитарная, самая порочная и самая жестокая из всех когда-либо существовавших систем подавления и насилия."

...Это не просто парадокс или противоположность: Ги Дебор считает, что без представления о Смерти, без мысли о Смерти, без ощущения Смерти невозможно схватить вкус реального бытия.
"В Обществе Зрелища смерть обнаруживает себя только тогда, когда дело заходит о страховке. Особенно эта циничная процедура развита в США. В этом проявляется гиперкапиталистическое стремление американцев извлечь прибавочную стоимость даже из факта умирания. Это "American way of Death"… "Американский образ смерти"…
Во всех остальных случаях Общество Зрелища тщательно скрывает смерть, удаляет ее из социального пространства.
Но это социальное отсутствие смерти выдает социальное отсутствие жизни".

Савицкий, Эмиграция, Россия, Капитализм, Театр, Ги Дебор, Цитата, Русский мир, О смерти, Причины, О жизни, История, Евразия, Дугин, Случай, Революция

Previous post Next post
Up