(Опыт начал критической монадологии)
“Neс te quaesiveris extra”
Задача и естественное начало философіи
...Вѣдь даже въ средѣ новокантіанцевъ одинъ изъ талантливѣйшихъ, А. Ланге, приводилъ противъ сторонниковъ внутренняго опыта то соображеніе, что отдѣлить внутреннее отъ внѣшняго въ нашихъ представленіяхъ о разныхъ предметахъ нельзя, что всякое такое представленіе есть вмѣстѣ
и внѣшнее и внутреннее знаніе. * Если это такъ, то что станется съ „общею" достовѣрностью внѣшняго опыта, всецѣло зависящей отъ „субъективной" - внутренняго? Что станется, тѣмъ болѣе, съ довѣріемъ къ опыту внѣшнему и недовѣріемъ къ внутреннему, если бы оказалось, что тогда какъ всякiй внѣшній опытъ есть вмѣстѣ и внутренній (состояніе сознанія), не всякій внутренній опытъ есть вмѣстѣ и внѣшній, то-есть оказалось бы, что внѣшній опытъ есть лишь видъ, подчиненная часть внутренняго?
Очевидно въ понятіяхъ современной философіи о внутреннемъ опытѣ царитъ еще слишкомъ много недоразумѣній, неопредѣленности, неясности...
* Ланге. Исторія матеріализма р. пер. II, 337-340 и сл.