Устои нравственной жизни и деятельности. - Грот Николай Яковлевич (1852-1899)
Речь, читанная 4 марта 1895 г. на публичном заседании Психологического Общества в память десятилетия со времени его основания.
...Решить указанные затруднения можно только одним способом, - спросив себя искренно: “да правда ли, что все поступки, называемые нравственными, имеют целью доставить счастие кому-либо из людей, или даже возможно большему числу людей, и приблизить мир ко всеобщему благоденствию?”
Это значит, другими словами: “верно ли, что нравственный долг в наиболее безусловной форме повелевает вполне отрекаться от своего личного счастия в пользу счастия других существ, а в более условной - служить счастию других существ, жертвуя для этого некоторою долей своего счастия?”
Вопрос этот составляет, по нашему мнению, главный узел всей этической проблемы.
...Поэтому воспитание, имеющее целью дать детям счастие, непосредственное или будущее, и научить их приобретать в жизни то, что может составлять их счастие, - дурное, нелепое воспитание, обыкновенно нравственно развращающее детей и имеющее самые грустные последствия.
...Конечно, не ради счастия этих ближних мы вынимаем их из петли, спасаем от самоотравления, извлекаем их из огня и воды, поддерживаем многие годы существование тяжело-больных и тяжко страдающих, - увечных, идиотов, сумасшедших. В одних случаях мы прямо знаем, что люди несчастны и счастливыми уже быть не могут, в других - ничего не знаем о том, будут или не будут счастливы спасенные нами.
...Можно вообще сказать, что во всех так называемых альтруистических поступках и подвигах замечается одна эмпирическая цель - сохранить, умножить, увеличить жизнь вне и вокруг себя, а в любви половой и материнской проявляется инстинкт создания и поддержания жизни возможно большей и многой, хотя бы в ущерб и с умалением индивидуальной жизни родителей. В этом смысл родового инстинкта, и у людей, и у животных.
...Несомненно, однако, что во всех указанных усилиях - произвести, сохранить или спасти жизнь вне себя, в ущерб своей - действует не индивидуальная воля к жизни, не инстинкт самосохранения.
...Стремиться к счастию неизвестного будущего мира и неизвестных будущих существ бессмысленно, а стремиться к счастию своему и других близких существ, хотя и вполне естественно, но не входит в задачу нравственной деятельности, в отличии от безразличной и в противуположность безнравственной.
Из примечаний
Под счастием мы разумеем и будем далее разуметь то, что понимал под ним Кант, а именно - “сознание разумным существом приятности жизни, которая (по возможности) непрерывно сопровождает все его существование.”