Вопросы философии и психологии. Под ред. Н. Я. Грота и Л. М. Лопатина Год 6. Книга 26 (1). 1895 г.

Jan 11, 2024 20:00

Обзор книг. - Проф. А. И. Смирнов. Эстетическое значение формы в произведениях природы и искусства. - В. Н. Ивановского
...Несмотря на относительный характер эстетического чувства и громадное разнообразие эстетических вкусов, нельзя сказать, что нет и не может быть объективного критерия красоты: дурной вкус зависит или от грубой нервной организации, или от низкого направления чувств, от умственной слабости, или, наконец, от недостаткаэстетического воспитания.

Обзор журналов. Rivista italiana di filosofia. Ноябрь 1894 г. - В. Вальденберга
G. Marchesini. Опыт о монистическом понятии динамической непрерывности в душевной жизни.
...Все движется и изменяется; одно только остается неизменным и неподвижным: это - мысль. Она делает оценку всему, что переживает человек, и потому составляет корень единства в разнообразии.

F. Ferri. Позитивная школа уголовного права.
...Таким образом, на вопрос, почему человеку могут быть вменены его поступки, получается очень простой ответ: потому что он живет в обществе, которое ему известные деяния вменяет.

Психологическое общество.
CXIX и CXXIII. Изложение прений по рефератам Н. Я. Грота «О времени» в заседаниях 10 сентября и 19 ноября 1894 г.
Тезисы к реферату проф. Н. Я. Грота «О времени».
4. … Таким образом, и пространство, и время можно определять трояко: а) как субъективные представления и способы восприятия психических усилий во взаимодействии со средою; б) как косвенные способы восприятия - через эти психические усилия - известных процессов в нервно-чувственном аппарате организма, взаимодействующего с объективною средой; в) как еще более косвенные способы восприятия - через призму этих усилий и процессов - сопротивлений и объективных свойств самой среды, действующей на сознание.
5. В виду этого, пространство и время - все-таки только субъективные способы представления внешней действительности, а не субстанции, независимые от нашего представления.

7. … В самосознании мы находим множество «элементов» сознания, которые, однако, никакого «пространственного» расположения и размещения в так называемой, психической среде не имеют. Точно также мы находим в самосознании бесчисленное количество «моментов» сознания, которые однако связаны друг с другом не преемственною связью во времени, а независимыми от всякого времени отношениями: психологического тождества и различия, логическими отношениями по законам тождества, противоречия, достаточного основания, этическими отношениями различных степеней нравственной доброкачественности и эстетическими отношениями гармонии и целесообразности. Эти психические связи и отношения моментов сознания игнорируют время и смеются над ним, даны вне времени - сверхвременной организацией духа, - и сами «моменты времени» - лишь частная форма отношения моментов мысли, во взаимодействии ее с внешней средой и физической организацией, - как «элементы пространства» лишь частная форма отношения элементов сознания, а именно в области восприятия внешней действительности.

8. … Пространство и время - формы «представления» действительности, а не формы ее бытия.

Мышление, Право, Грот, Эстетика, Вопросы философии и психологии, Эволюция понятий, Сознание, Понятия, О пространстве, Восприятие, Интеллигенция, Понятийные поля, Событийный гобелен, Определения, О времени

Previous post Next post
Up