Обзор книг. - Проф. А. И. Смирнов. Эстетическое значение формы в произведениях природы и искусства. - В. Н. Ивановского
...Несмотря на относительный характер эстетического чувства и громадное разнообразие эстетических вкусов, нельзя сказать, что нет и не может быть объективного критерия красоты: дурной вкус зависит или от грубой нервной организации, или от низкого направления чувств, от умственной слабости, или, наконец, от недостатка
эстетического воспитания.
Обзор журналов. Rivista italiana di filosofia. Ноябрь 1894 г. - В. Вальденберга
G. Marchesini. Опыт о монистическом понятии динамической непрерывности в душевной жизни.
...Все движется и изменяется; одно только остается неизменным и неподвижным: это - мысль. Она делает оценку всему, что переживает человек, и потому составляет корень единства в разнообразии.
F. Ferri. Позитивная школа уголовного права.
...Таким образом, на вопрос, почему человеку могут быть вменены его поступки, получается очень простой ответ: потому что он живет в обществе, которое ему известные деяния вменяет.
Психологическое общество.
CXIX и CXXIII. Изложение прений по рефератам Н. Я. Грота «О времени» в заседаниях 10 сентября и 19 ноября 1894 г.
Тезисы к реферату проф. Н. Я. Грота «О времени».
4. … Таким образом, и пространство, и время можно определять трояко: а) как субъективные представления и способы восприятия психических усилий во взаимодействии со средою; б) как косвенные способы восприятия - через эти психические усилия - известных процессов в нервно-чувственном аппарате организма, взаимодействующего с объективною средой; в) как еще более косвенные способы восприятия - через призму этих усилий и процессов - сопротивлений и объективных свойств самой среды, действующей на сознание.
5. В виду этого, пространство и время - все-таки только субъективные способы представления внешней действительности, а не субстанции, независимые от нашего представления.
7. … В самосознании мы находим множество «элементов» сознания, которые, однако, никакого «пространственного» расположения и размещения в так называемой, психической среде не имеют. Точно также мы находим в самосознании бесчисленное количество «моментов» сознания, которые однако связаны друг с другом не преемственною связью во времени, а независимыми от всякого времени отношениями: психологического тождества и различия, логическими отношениями по законам тождества, противоречия, достаточного основания, этическими отношениями различных степеней нравственной доброкачественности и эстетическими отношениями гармонии и целесообразности. Эти психические связи и отношения моментов сознания игнорируют время и смеются над ним, даны вне времени - сверхвременной организацией духа, - и сами «моменты времени» - лишь частная форма отношения моментов мысли, во взаимодействии ее с внешней средой и физической организацией, - как «элементы пространства» лишь частная форма отношения элементов сознания, а именно в области восприятия внешней действительности.
8. … Пространство и время - формы «представления» действительности, а не формы ее бытия.