Вопросы философии и психологии. Под ред. проф. Н. Я. Грота. Год 5. Книга 4 (24). 1894 г.

Dec 13, 2023 00:15

Густав Тейхмюллер. - Козлов Алексей Александрович (1830-1901)
...Господствующему объяснению явлений и событийпутем механической причинности, руководящейся принципом последования во времени (причем постоянно и неизбежно post hoc смешивается с propter hoc) Тейхмюллер противопоставляет принцип телеологии или финальной причинности, по крайней мере в общем и целом, так как в частностях, в силу нашего несовершенства и крайне ограниченного объема сознания, проведение этого принципа вообще очень трудно, а во многом и вообще невозможно. Миру позитивизма, состоящему из явлений, никому не являющихся (или, пожалуй, являющихся явлениям же) и никакой реальной сущности собою не являющих; или же миру научного материализма, состоящему из атомов и молекул материи, танцующих в пространстве под волшебную музыку каких-то духов, именуемых «силами» (тяготения, теплоты, электричества и проч.) и в этом танце группирующихся в бесконечно разнообразные фигуры, Тейхмюллер противопоставляет мир живых, но непространственных субстанций, в разных степенях отображающих природу и свойства всеобъемлющей и высочайшей субстанции. Этот мир субстанций приходит в движение не вследствие механических импульсов (толчков и ударов), производимых теми вышеозначенными (на подобие нечистой силы вселяющимися в материальные атомы и ввергающими их в разного рода движения и вихри) силами, а вследствие своих собственных различных деятельностей, неотъемлемо принадлежащих им по их природе (каковы, например, ощущение, чувство, желание, мышление) и гармонично координированных в единстве каждой субстанции. Но эта координация идет еще далее, ибо деятельность каждой субстанции координируется с деятельностями других субстанций и наконец, деятельности всех субстанций с деятельностью высочайшей субстанции. Однако, вся эта координация происходит так, что деятельности не поглощаются субстанциею до потери своей различимости одна от другой, а сохраняют относительную самостоятельность и представляют особое бытие (например, ощущение, чувство, желание, мышление), далее координация субстанций друг с другом нисколько не мешает их относительной свободе и независимости, и наконец, координация всех субстанций посредством и в высочайшей субстанции нисколько не мешает им быть до известной степени самостоятельными и свободными существами, в чем, конечно и состоит их отображение этой высочайшей субстанции.

...Спинозизм он не считает особым направлением, но как его, так и картезианство причисляет к идеализму же. Кстати сказать, спинозизм он упрекает в коренном противоречии, составляющем его исходный пункт, или в учении о двух атрибутах одной субстанции, ничего между собой общего не имеющих. Основное противоречие, по Тейхмюллеру, выясняется тотчас же, как скоро мы спросим, каким образом мы, находящиеся в атрибуте мышления, можем знать об атрибуте протяжения, когда между тем и другим нет ничего общего.

Козлов, Реальность, Восприятие, Тейхмюллер, Стили мышления, Причина, Стиль, О непонятном

Previous post Next post
Up