Раздел 33. О гостогонстве
…Достаточный пример того, какое зло всегда происходит от гостеприимства, можно было [видеть] у египтян.
Они впустили к себе Якова с челядью его, составлявшей шестьдесят шесть мужчин, и дали ему землю, где жить. Ничто не могло быть справедливее и пристойнее этого гостеприимства, поскольку сын Якова оказал египтянам великое благодеяние. Но со временем египтяне дорого заплатили за это благодеяние, и горько им стало от их гостеприимства. Ибо израильтяне потом стали так множиться и становились такими сильными, что египтяне вынуждены были подумать о гостогонстве, и король приказал утопить всех [израильских] отроков мужского пола. Из-за этого египтяне затем попали во многие беды и [подверглись] божьему наказанию, пока не утонули в море.
Некий поэт говорит: «лучше не впускать гостя, чем [потом] выгонять его». Если бы египтяне не дали Якову постоянного места, а по истечении голодного времени снова отправили бы его назад, не испытали бы они тех несчастий.
...Сын Сирахов говорит:
«Посели к себе чужеземца, и он разорит тебя». Некоторые более умные народы хорошо понимают, что если впустить к себе [в страну] чужеземцев, то это будет вредным и позорным для народа делом. И даже если для кого-нибудь это окажется благом, для нас, славян, это, конечно, - зло, и такое зло, хуже которого и быть не может. Ибо ни один народ не бывает так легко обманут, как мы, славяне, постоянно бываем обмануты красотой, красноречием, хитростью и лестью чужеземцев. И поэтому ни одному народу не надо так заботливо остерегаться чужеземцев, как нам. А пример этого подают нам и другие народы: когда они сочли себя достаточно сильными, они изгнали чужеземцев, пришедших к ним и долгое время у них проживавших.