Сейрис, или цепь философских
размышлений и исследований, касающихся достоинств дегтярной настойки и разных других предметов, связанных друг с другом и возникающих один из другого 1744
278. Представляется, что природу отличают от anima mundi так же,
как жизнь от души, и в соответствии с принципами самых древних философов не будет неправильным или неуместным назвать ее жизнью мира. Правда, некоторые платоники считали жизнь действием (act) природы подобно тому, как размышление (intellection) есть действие духа или интеллекта. Так же как первоинтеллект действует тем, что мыслит, так и природа, по их мнению, действует или созидает тем, что живет. Но жизнь - это действие души, и, кажется, она и есть сама природа, которая не является началом, а лишь результатом действия другого и более высокого начала, так как жизнь возникает из души подобно тому, как размышление (cogitation) возникает из интеллекта.
…
305. Так же как разум не ощущает, т. е. не слышит, не видит и не осязает, так и чувство не знает (knoweth); и, хотя дух может использовать как чувство, так и воображение в качестве средств, при помощи которых он получает знания, все же чувство - или душа в той мере, в какой она касается чувственного,- не знает ничего. Ибо, как справедливо замечено в «Теэтете» Платона, наука заключается не в пассивных восприятиях, а в рассуждении на их основе (upon them) - τώ περί εκείνων συλλογισμῷ. *
* В умозаключениях о них (греч.). См. Платон. Теэтет, 186d.