О времени. - Грот Николай Яковлевич (1852 - 1899)
...То непрерывное самосознаніе личности, субъекта,
своего цельнаго и единаго Я, съ его неизменной душевной организаціей, съ его постоянными психическими, логическими, этическими и эстетическими формами и законами бытія, съ его способностями и силами, съ его непрерывно осуществляющимися и воплощающимися идеями, идеалами и стремленіями, которое присуще всякому разумному человеку, - это самосознаніе, свойственное каждому изъ насъ и включающее въ себя разомъ все наше духовное содержаніе, которое, съ точки зренія организма, уже было, или есть, или только еще будетъ, или должно быть, - оодержаніе нашего опыта, памяти, творческихъ силъ, намереній, надеждъ и мечтаній, - есть уже, повидимому, гарантія сверхвременности нашего духовнаго бытія, ибо въ томъ-то и особенность нашего самосознанія, что оно признаетъ за наше духовное есть и то, что уже было и больше не будетъ *, и то, что будетъ, но чего еще нетъ.
* Эту мысль удивительно хорошо выразилъ въ стихотвореніи «Детство нежное» Я. П. Полонскій (Вечерній звонъ, Спб. 1890, стр. 1):
Детство нежное, пугливое,
Безмятежно-шаловливое,-
В самый холод вешних дней
Лаской матери пригретое,
И навеки мной отпетое
В дни безумства и страстей,
Ныне всеми позабытое,
Под морщинами сокрытое
В недрах старости моей, -
Для чего ты вновь встревожило
Зимний сон мой,- словно ожило
И повеяло весной? -
Оттого, что вновь мне слышится
Голосок твой, легче ль дышится
Мне с поникшей головой!?.
Не без думы, не без трепета,
Слышу я наивность лепета:
- Старче! разве ты - не я?!
Я с тобой навеки связано,
Мной вся жизнь тебе подсказана,
В ней сквозит мечта моя; -
Не напрасно вновь являюсь я,-
Твоей смерти дожидаюсь я,
Чтоб припомнило и я
То, что в дни моей беспечности,
Я забыло в недрах вечности,-
То, что было до меня.
Изъ этихъ общихъ соображеній невольно вытекаетъ тотъ выводъ, что если непосредственно намъ кажется, что вся психическая жизнь и деятельность наша совершается во времени (какъ и въ пространстве, т. е. въ известномъ месте и теле), то это еще не значить, что мы должны удовлетвориться такою кажущеюся достоверностыо «факта» и успокоиться на ней, не подвергая ея более глубокому анализу. Можетъ быть, мы имеемъ въ данномъ случае дело съ такою же иллюзіей, какая заставляетъ людей думать, что солнце вращается вокругъ земли. Матеріальная действительность движется и вращается вокругъ неподвижнаго солнца нашего сознанія - въ пространстве и во времени, а намъ кажется, что наша собственная душа участвуетъ въ этомъ пространственно-временномъ порядке движеній.
...Вообще, все дело въ томъ, куда обращено сознаніе человека, наружу или внутрь себя: если наружу, то время замечается и кажется долгимъ; если внутрь, то время не замечается и кажется ничтожнымъ.
...Жить и не чувствовать времени - это, стало быть, фактъ опыта - какъ жить и не чувствовать пространства, протяженія, вещества. И эта нечувствительность сопровождаетъ именно интенсивную духовную жизнь, когда почти исчезаютъ и во всякомъ случае сводятся на minimum и мерцаютъ въ сознаніи отрывочно и безъ связи впечатленія чувственныя, физическія.
...Если же все, что составляетъ наше духовное содержаніе: ощущенiя, идеи, чувства, стремленія - можетъ въ отдельности храниться въ скрытомъ, потенціальномъ виде въ нашей душе, то ничто не мешаетъ намъ признать, на основаніи изложеннаго взгляда на процессы ощущенія, что и все душевное содержаніе во всей совокупности намъ прирождено и въ насъ заранее уготовано. Конечно, отъ условій среды въ значительной степени зависитъ, на какихъ страницахъ книга духа нашего будетъ раскрыта въ теченіе ограниченной временемъ и местомъ жизни нашего организма, но, съ другой стороны, есть и такая ступень развитія человеческой души, на которой она пріобретаетъ возможность сама раскрывать и перелистывать книгу своего бытія, отъ первой страницы до послдней, и именно эта ступень духовнаго развитія и мощи составляетъ идеалъ «человеческой» души, сущность искомой «духовной свободы» (такъ называемой, «свободы воли»).