Философия Григория Саввича Сковороды, украинского философа XVIII столетия. (Окончание). - Зеленогорский Федор Александрович. (1839-1909)
„Троякое есть познаніе себя, и кто не позналъ себя трояко, тотъ не знаетъ себя, ибо кто знаетъ себя съ одной стороны, а не знаетъ себя съ прочихъ сторонъ, тотъ все равно что ничего не знаетъ про себя и о себѣ, словомъ- самого себя и свое. Первое познаніе есть познаніе себя, какъ бытія самоличнаго, самоособнаго, самосущаго, т. - е. какъ человѣка одинокаго, отъ всѣхъ людей отличнаго, только на самого себя похожаго. Вспомни пословицу: всякъ Еремей про себя разумѣй. Всякъ долженъ узнать себя, именно: свою природу, чего она ищетъ, куда ведетъ, и какъ ведетъ,-и ей послѣдовать безъ всякаго отнюдь насилія, но и съ глубокимъ покореніемъ. Конь ли ты? носи сѣдока. Волъ ли ты? носи яремъ. Песъ ли борзый? лови зайца. Дацкій ли? дави медвѣдя... Другое познаніе есть познанiе себя, какъ бытія общежительнаго, гражданскаго, народнаго, государственнаго, т.-е. какъ человѣка, сличеннаго съ другими истою вѣры, закона, обычая и языка и похожаго на другихъ людей, вкупѣ живущихъ въ одной землѣ, которой имя: родина, отчизна, рѣчь общая, respublica. Вспомни пѣсню: Ой туда ся хилятъ лозы, куда имъ похило; туда очи выглядаютъ, куда сердце мыло. Всякъ долженъ узнать свой народъ и въ народѣ себя. Русъ ли ты? Будь имъ: вѣрь православно, служи царицѣ правно, люби братію нравно. Ляхъ ли ты? Ляхъ будь. Нѣмецъ ли ты? Нѣмечествуй. Французъ ли? Французуй. Татаринъ ли? Татарствуй. Все хорошо на своемъ мѣстѣ и въ своей мѣрѣ и все красно, что чисто, природно, т.е. неподдѣлано, неподмѣшано, по своему роду. Не будь ни тепелъ, ни холоденъ, да не из-блюютъ тебя. Русь не русская видится мнѣ диковинкою, какъ если бы родился человѣкъ съ рыбьимъ хвостомъ или съ собачьею головою... Третіе познаніе-себя какъ бытія, сотвореннаго по образу и по подобію Божію, общаго со всякимъ бытіемъ человѣческимъ. Посреди насъ живетъ то, что превыше всего есть. По первому познанію ты познаешь свое особство, почему ты Еремей и какой Еремей? По второму ты узнаешь свою стать: почему ты Русъ и какова Русь? По третьему ты узнаешь свою общность: почему ты человѣкъ? и что есть человѣчество? По всему ты узнаешь себя и отлично и слично, и неслитно и слитно. О Боже! сколь неслична музикія безъ Св. Духа Твоего! И коль смѣхотворна премудрость, несличившая и непознавшая себя". Хиждеу говоритъ далѣе: Сковорода досадуетъ на тѣхъ народоучителей, которые проповѣдовали одностороннее познаніе себя, и въ этомъ отношеніи упрекаетъ даже Сократа. У грековъ онъ находитъ трехъ апостоловъ самосознанія: великаго незнакомца, написавшаго на Дельфійскомъ храмѣ мудрое: узнай себя, Солона и Сократа; но Дельфійская надпись относилась къ познанію себя, какъ особи (individuum); Солонъ училъ познанію себя, какъ гражданина (in statu); Сократъ училъ познанію себя, какъ человѣка вообще (in genere). Что есть человѣкъ одинокійу уединяющій себя отъ другихъ людей, погружающийся въ думу о себѣ единомъ? Круглый сирота, дитя безродное, родитель безчадный. Что есть гражданинъ въ народѣ, отчуждаюшемъ себя отъ другихъ народовъ, закатывающемся только въ свою наличность? то, что и народъ его, т. е. бытіе раждаюідееся и раждающее,-только въ пространствѣу а не во времени, объемлющее собою мѣсто, но не вѣка; опредѣленнѣе: подлежащее географіи, но не исторіи. Что же тотъ, кто отожаетъ себя въ познаніи съ цѣлымъ человѣчествомъ (космополитъ)? Собака въ Эзоповой баснѣ, которая нарочно опустила наличный кусокъ мяса и канула въ рѣку, чтобы уловить тѣнь онаго. Спаситель первый училъ полному, т.е. троякому, познанію себя, какъ познанію одному.