Ковалевский М. М. (1851-1916) Моя жизнь: Воспоминания. М. 2005

Dec 03, 2023 20:46

Максим Максимович Ковалевский (Н. Б. Хайлова)
...Ковалевский был президентом Вольного экономического общества, председателем Петербургского юридического общества, Петербургского отделения международного общества «Мир», комитета Общества английского флага, членом Общества имени Т.Г. Шевченко, литературно-политического кружка имени А.И. Герцена, петербургского отделения Общества толстовского музея, Петроградского общества народных университетов, Общества сближения России с Америкой, Общества англо-русского сближения и т.д. Положение Ковалевского, как члена Государственного совета, защищало организации, в деятельности которых он участвовал, от чрезмерного внимания полиции.
По этой же причине Ковалевский не раз устраивал у себя дома собрания представителей различных партий и оппозиционной печати с целью обсуждения коллективных действий. Такие собрания происходили накануне запроса в Думе о провокаторах, в т.ч. Азефе, перед оглашением приговора по делу Бейлиса и т.д. Летом 1915 г. у Ковалевского велись переговоры между членами Государственной думы и Государственного совета об организации прогрессивного блока. Такие неформальные встречи являлись, по сути, попыткой найти внепартийные формы объединения оппозиционных сил.

...Пацифистские взгляды Ковалевского, неизменная приверженность триединому принципу «свобода, равенство, братство», исповедуемая им этика нравственного созидания, человеколюбия, глубокая вера в социальный прогресс на путях просвещения и культуры - эти основы мировоззрения Ковалевского стали причиной его сближения с масонскими кругами. Посвящение самого ученого в масонство произошло 14 марта 1888 г. в Париже в ложе «Космос». С именем Ковалевского связано возрождение масонства в России, начиная с 1905 г. В одной из своих статей он приходил к выводу: «Знакомясь с ролью масонства в истории, трудно придти к иному заключению, кроме того, что оно стремилось к осуществлению на деле того идеала всечеловека, о котором мечтал Достоевский, полагая, что русские более всех других народов призваны проникнуться им...» Несмотря на существовавшее в среде русских либералов предубеждение против масонства, Ковалевскому удалось привлечь в ряды «вольных каменщиков» не только интеллектуалов, готовых к просветительно-философской работе в ложах, но и лиц, стремящихся к активной политической и общественной деятельности (В.А. Маклаков, Е.И. Кедрин, А.В. Амфитеатров, Е.В. Аничков и др.). Примечательно, что рассуждая о причинах, приведших его в масонство, А.В. Амфитеатров, в частности, отмечал, прежде всего, обаяние имени М.М. Ковалевского, который пользовался огромным уважением и в русских, и в зарубежных кругах, и за которым можно было идти всюду, куда бы он ни позвал.
По инициативе и при непосредственном участии Ковалевского в 1906 г. были открыты ложи «Возрождение» (Москва) и «Полярная звезда» (Петербург). Деятельность этих лож отличалась упрощенным характером обрядности и установкой на активное участие в политической жизни России. Современный исследователь русского масонства А. Серков отмечает быстрый рост числа масонов в России в 1906-1908 гг., главным образом, в среде политических деятелей, либеральных профессоров и адвокатов, их стремление стать «основой для объединения политических сил в борьбе с самодержавием, добиваться реальных результатов в этой борьбе.., способствовать примирению народов в многонациональном государстве». Заметную роль в русском масонстве той поры играли единомышленники Ковалевского из ПДР - И.И. Иванюков, В.Д. Кузьмин-Караваев, С.Д. Урусов и др. К лету 1912 г. в России сложился новый масонский союз - Великий Восток народов России. Ковалевский оказывал активную помощь и этой организации, оформившейся к 1915-1916 гг., по сути, в самостоятельное политическое объединение.

...По воспоминаниям Ковалевского, начало неославянскому движению было положено посещением Петербурга депутацией от австрийских славян во главе с К. Крамаржем в мае 1908 г. Неославизм был основан на идее политического объединения всех славянских народов против германизма. Главная задача этого движения, по словам одного из ведущих идеологов неославизма A.JI. Погодина, состояла в том, чтобы «защитить славянство от поглощения враждебным миром, заставить уважать в нем равноправного члена европейской семьи и этим содействовать большему объединению ее». «Первое заседание сторонников сближения славян между собою, их культурной взаимности последовало у меня на дому...» - вспоминал Ковалевский.

...Начало Первой мировой войны застало Ковалевского в Карлсбаде, где он находился на лечении. Такой поворот событий в международных отношениях явился для него, всю жизнь верившего в то, что «разум управляет миром», тяжелым ударом. Ковалевский был интернирован австрийскими властями. Благодаря усилиям международной общественности он был освобожден и в феврале 1915 г. вернулся в Россию. Ковалевский поддержал призыв М. Горького, А.И. Куприна, В.Д. Набокова и других к русской интеллигенции посвятить свои силы служению «общерусской свободе, без различия партий и направлений».

Моя жизнь.
1. Вместо вступления
...С какою же целью написана эта книга [?]. Исторической роли в событиях моего времени я, разумеется, не играл. Но я видел многое на своем веку, поставлен был в благоприятные условия, чтобы узнать некоторые (Стороны европейской и русской жизни, которые остаются скрытыми от людей, почерпающих свои сведения из газет и журналов. Мне бы хотелось, чтобы эти наблюдения, эти встречи, это иногда тесное общение с учеными, литераторами, политиками не пропало даром. В моих книгах более или менее специального характера я всего менее делился с читателем тем материалом по конкретной психологии, какой мне пришлось накопить во время моего скитальчества по белу свету. Я делаю это теперь, делаю потому, что у меня неожиданно оказался досуг, на который я не вправе был рассчитывать. Внезапно обрушившаяся на Европу война застала меня в австрийском курорте и закрепила в нем на неопределенный ряд месяцев, надеюсь не годов. Так как в интересах высшей политики мне приказано венским начальством не выходить из дому с 8 ч. вечера до 8 ч. утра, то у меня оказался немалый запас часов для воспоминаний. Книг под рукой мало, ни о какой научной работе не может быть и речи, остается перебирать прошлое. Занимаясь этим, я нашел, что в этом прошлом найдутся страницы, не лишенные значения и для оценки настоящего.

Глава I
Детство и юность. Семья и школа.
Университет. Первые странствия
... Вся польза, какую я извлекал от этих мифологических предков, сводится к следующему. Когда, после смерти Петра Лавровича Лаврова, осталась незаконченной рукопись по истории человеческой мысли и я счел себя обязанным издать ее на свой счет, то представилась одна трудность - Лавров был эмигрант, а русская цензура неумолима; пришлось искать псевдоним, я остановился на имени Доленга в том расчете, что в случае придирчивости цензуры мне не трудно будет доказать, что я автор этой книги.

Из примечаний
Род Ковалевских происходит от польского выходца Симеона Ковалевского, переселившегося в Россию в 1650 г. Им была получена от царя Алексея Михайловича жалованная грамота. Его единственный сын Василий (1682), сделавший карьеру в казацком войске, стал харьковским полковым обозным. Подпись есаула Ивана Ковалевского стоит под актом избрания в запорожские гетманы Юрия Хмельницкого. От этих генеалогических корней пошли многочисленные представители рода Ковалевских, принадлежавших к слободскому украинскому шляхетству. Среди них, помимо казацких должностных лиц, были гражданские, военные и даже духовные служивые люди. Чины предков не были высоки (Фатеев А.М. Максим Ковалевский. Харьков, 1917).

Биография, Герцен, Американцы, Масоны, Милюков, Воспоминания, Славяне, Россия, Шпион, Лавров, Стиль, Набоков, Либерализм, Горький, Причины, Куприн, Заговор, История, Чуковский, Англичане, Ковалевский, Речь, Революция

Previous post Next post
Up