Вопросы философии и психологии. Под ред. проф. Н. Я. Грота. Год 4. Книга 5 (20). 1893 г.

Oct 30, 2023 23:44

Психические эпидемии. * - Токарский Ардалион Ардалионович (1859-1901)
...Психической эпидемией называется одновременное возникновение у известного числа людей одной идеи, обусловливающей с их стороны одинаковые действия. Слово «эпидемия» не заключает в себе собственно понятия о болезни, и, следовательно, под названием психических эпидемий не следует разуметь только распространение болезненных психических явлений. Сюда относятся разного рода народные волнения, какими бы мотивами они ни были вызваны, и как бы велика ни была их продолжительность и распространенность, некоторые религиозные движения, существующие в течение многих лет и во многих странах, равно как явления, вызванные паникой и продолжающиеся всего несколько минут...

...Причинами предрасполагающими являются: бедность психического содержание, ограниченность интересов, отсутствие критики, - словом, невежество во всех его проявлениях. Причинами производящими служат, во-первых, господствующие идеи и внешние события и, во-вторых, подражание, психическая заразительность, внушение, возбуждающее влияние масс.

...Так, например, недавно один автор, описывая свое посещение Новой Каледонии, упоминает о самоубийствах и самоизуродованиях каторжников и говорит следующее: «Любопытно, что эти покушения заразительны, как эпидемическая болезнь, и я помню, что три года тому назад они свирепствовали с силой, возбуждавшей беспокойство. Толчок был дан одним молодым каторжником 22-х или 23-х лет. Он должен был отбыть наказание довольно короткое, и вскоре ему предстояло освобождение. Отчаянная голова, не желавший подчиняться и, главное, непреодолимо ленивый, этот малый заслужил несколько месяцев пребывания в дисциплинарном отделении. Раздраженный необходимостью тяжелой работы и не зная, как от неё избавиться, он придумал выколоть себе шипами глаза; на следующей неделе его примеру последовали четверо или пятеро его товарищей; затем возникло другое стремление: появилась мода отрезать себе ступню или кисть, вывихивать руки и пр. Это было ужасно. Можно было опасаться, что отделение превратится в собрание добровольных уродов. Надо было действовать. Отделением заведовал в то время человек энергичный, который не допускал колебаний. Для слепых он велел устроить загородку и заставил их ходить там по 8 часов в день с мешком песка на плечах. Безрукие были прикованы к тачкам и т. д. Благодаря этому лечению нового рода (thérapeutique d’un nouveau genre), эпидемия не замедлила прекратиться» (Mimande). Таким образом, при рассказе о самоизуродовании (хотя о прямом заражении здесь не могло быть и речи, так как один выкалывал себе глаза, другой отрезал ногу, третий вывихивал руку) автору прежде всего пришла в голову мысль о заражении, об эпидемии самоизуродования, что в точности соответствует изложенной выше точке зрения.

...Присутствие многих людей в одном месте действует на каждого из них возбуждающим образом. Это постоянное влияние количества выражается никак не громадными цифрами, приведенными мною вначале, никак не может быть названо ужасающим, так как в сущности степень этого стремления почти не поддается определению, - и в тех случаях, где мы имеем перед собою собрание не возбужденных предварительно лиц, мы можем лишь утверждать, что каждое из этих лиц несколько более возбуждено, чем в своем обычном состоянии. Это возбуждение есть следствие основного психофизиологического явления, заключающегося в том, что человек испытывает влечение к другому человеку. Для доказательства этого иногда прибегают к примеру душевной болезни, известной под именем патофобии, когда бывает, что человек, испытывающий чрезмерный страх в одиночестве, перестает бояться, лишь только он находится в присутствии другого человека, хотя бы и слабого: женщины и даже маленького ребенка. Но это явление знакомо и каждому здоровому человеку без исключения. Как только группа людей находится на открытом пространстве: на прогулке, в путешествии, на площади, - словом, в непривычных для каждого её члена условиях, то, какова бы ни была численность этой группы, всегда может быть констатирован тот факт, что отделенный от этой группы человек чувствует себя непокойно и испытывает влечение присоединиться к товарищам. Может быть, это чувство есть не что иное, как видоизмененное чувство самосохранения. Присоединившись к остальным, человек чувствует себя успокоенным, в большей безопасности, и то же чувство, которое влекло его к толпе, когда он был случайно отделен от неё, выражается в виде чувства солидарности, из которого вытекает, как необходимое следствие, стремление защищать каждого члена группы, так называемое чувство товарищества. В то же время то же возбуждение выражается в несколько повышенной активности, т. е. идея несколько скорее переходит в действие, что может также служить характеристикой влияния толпы.

...Между душевными болезнями существует еще одна форма, где заразительность играет некоторую роль. Это так называемое индуцированное помешательство, когда бред одного разделяется одним, двумя, тремя другими лицами. Такие формы развиваются в течение более или менее продолжительного времени. Это болезнь довольно редкая и имеющая малую склонность к распространению. Почти всегда здесь требуется выработка бреда, и прямая заразительность играет малую роль. Менее ясны другие виды заражения. Так, некоторые факты заставляют предполагать возможность множественных галлюцинаций, именно: несколько человек в одно и то же время могут испытывать одну и ту же галлюцинацию, как, например, в одной итальянской деревне во время крестного хода все участвующие увидали перед собою в воздухе Божию Матерь. Это продолжалось долгое время. Многие остались на том месте созерцать это чудное видение, молва о котором тотчас же стала привлекать верующих, и каждый приходивший видел, в свою очередь, носящуюся в воздухе Мадонну, пока власти не запретили сборища. Тогда видение исчезло. Подобных примеров можно найти достаточно, но правильная оценка их пока немыслима ввиду возможности внушения просто с помощью слов от одного лица другому, и, следовательно, здесь об одновременном появлении одного и того же душевного состояния у нескольких лиц не может быть речи.

...Внушения же, немедленно приводимые в действие большим количеством людей, наблюдаются только в тех случаях, где объединенная рядом причин и побуждений масса является уже организованным целым, имеющим центр, от которого исходят внушение. И чем точнее выполняются внушения, чем более эти внушения носят характер внушений прямых - в смысле приказания, тем совершеннее организация, знаменующая собой наступление того момента, когда народное волнение становится народным движением и когда вступают в действие новые элементы, рассмотрение которых не может занимать нас в настоящую минуту.

и когда вступают в действие новые элементы...

...Повторяю, выражение идеи в действии и общественные движения суть основной закон жизни. Их надо не подавлять, а направлять. Поэтому, если суждено миру в ближайшем будущем пережить обширную психическую эпидемию, пусть это будет эпидемия стремления к свету и знанию, - движение, вытекающее из любви к человечеству, к труду и к мирному процветанию и благоденствию народов, - и тогда те же явления подражании, заразительности и внушаемости будут служить не причинами смут, но элементами спокойного, прогрессивного развития масс.

* Речь произнесенная на четвертом годичном заседании Общества невропатологов н психиатров, состоящего при Императорском Московском университете, 24-го октября 1893 года.

Пропаганда, Обман, Понятия, Личность, Общество, Манипуляция, Документ, Цитата, Психические отправления, Причины, Актуальненько, Граждане, Токарский, Поведение, Французы, Случай, Наказание, Культура, Определения

Previous post Next post
Up