Раздел второй. Предрасположенность евреев к капиталистической форме хозяйствования
Глава одиннадцатая. Влияние иудейской религии на экономическую жизнь
V. Рационализация жизни
...Исполнение закона предстает перед ним
в трояком смысле:
1) потому что Бог сделал это исполнение высшим требованием;
2) потому что в законе содержатся требования, исполнение которых осуществляет идеал жизненного поведения;
3) потому что строгое соблюдение самого закона постигается как надежное средство, приближающее к этому идеалу.
Итак, если мы хотим понять суть иудейского духовного делания, нам надо, не вдаваясь в излишнее рассмотрение формально-законнической природы иудейской религии, уяснить, что набожные евреи понимали и понимают под «святостью». Только после того как мы это поймем, мы сможем ощутить влияние, оказываемое теми или иными религиозными установлениями на повседневную жизнь (которую мы хотим постичь в первую очередь).
...Основные идеи остались теми же: в общении с женой муж не должен допускать никакого легкомыслия и осквернять свои уста безрассудными речами, когда остается с нею наедине, и во время самого полового сношения он не должен болтать с нею: даже во время этого он не должен думать о своем удовольствии, но должен считать, что оплачивает свой долг, так как он призван к этому для того, чтобы исполнить заповедь Творца, а именно умножить человеческий род, родив детей. «Всякий союз мужчины и женщины, не преследующий этой цели, есть злоупотребление дарованными силами, нисхождение до уровня животного и даже ниже его, есть распутство» (Гирш).
...Почему я так подробно рассмотрел именно этот аспект иудейской религии? Потому что я полагаю, что почти невозможно переоценить значение рационализации жизни, обусловленной этой религией, и прежде всего рационализации половой жизни для жизни экономической. Если мы вообще склонны полагать, что религия оказывала и оказывает влияние на экономическое поведение евреев, мы должны со всей определенностью признать, что рационализация жизненного уклада является самым действенным средством такого влияния.
...Нет сомнения в том, что трезвение, умеренность, набожность - полезные качества для делового человека. Все, что Священные Писания и главным образом талмудическо-раввинская литература превозносят как жизненный идеал, можно с уверенностью назвать моралью добродетельного хозяина бакалейной лавки: довольствоваться своей женой, аккуратно платить долги, по воскресеньям (субботам) ходить в церковь (синагогу) и с безграничным презрением взирать на раскинувшийся вокруг тебя греховный мир.