Сдвижков Денис Анатольевич (1968-) Против "железа и крови": Пацифизм в германской империи М.1999 г.

Oct 02, 2023 14:55

Глава II. Пацифизм и общество
2.4. Союзники и противники
Антипацифизм
...Поэтому не стоит сомневаться в искренности парадоксального на первый взгляд отклика шовинистической газеты на образование антипацифистского "Оборонного союза": "Новый союз достоин поддержки именно потому, что он не увеличивает угрозу войны, - нет, его правильно понятая цель - гарантия мира; и может быть, вскоре его деятельность удостоится Нобелевской премии [мира]". В резолюции собрания пангерманистов, принятой в год II Гаагской конференции, говорилось: "Международному миру угрожают и [так называемые] "друзья мира", которые навязывают нам решения, ведущие прямо к войне".
Своеобразной альтернативой пацифистскому федерализму были популярные среди националистов давние планы "Центральноевропейского союза", которые пропагандировал, в частности, фон Бернгарди. Уже во время войны на этой основе возникли аннексионистские планы "Срединной Европы". Иногда эти замыслы принимали ещё более глобальную форму "союза белой расы" под немецким началом. Такой вариант "немецкого мира" описан, в частности, в утопии некоего О. Хенне, название которой - "Ария, Царство вечного мира"- говорит само за себя. Написанная в конце XIX в. книга повествует о том, как немецкая армия в 1913 г. помогает навести порядок в охваченных анархо-социалистической революцией Франции и Бельгии, а также "раздираемой нигилизмом" России. В результате Германия становится во главе общеевропейского "Царства Ария", заключает союз с панамериканским и паназиатским конгрессами, и после "всемирного конгресса" "на всей планете воцаряется благословенный мир". Штенгель, в свою очередь, заключал свои филиппики тем, что борьба с пацифизмом - "общее дело всех народов белой расы", если они хотят сохранить мир и господствовать на Земле.

...Доклад пангерманского идеолога Отто Шмидт-Гибихенфельса "Война - творец и защитник государств" должен был быть распространен в миллионах экземпляров, с тем, чтобы "отравить жизнь пацифистам" (Berliner Neueste Nachrichten. 25.10.1912).

...Однако столь же важной целью было противодействие "возросшему влиянию материализма... путем воспитания национального чувства долга". Согласно Уставу "Союза", его задача заключалась в "укреплении патриотического сознания и мужественного духа немецкого народа". Основную угрозу ему лидеры ОС видели в "сердечном согласии между убежденными прожектерами-пацифистами, ... влиятельными финансовыми кругами и демократами", подразумевая особенно англосаксонскую антивоенную пропаганду.
Через свой журнал "Ди Вер" (Die Wehr) и другую шовинистическую и армейскую прессу "Оборонный союз" повёл на протяжении последних предвоенных лет настоящую печатную войну против пацифистов, увенчав свои усилия выпуском в 1914 г. сборника "Антивоенное движение и его опасность для немецкого народа". Пацифисты ответили в том же году изданной Умфридом контрброшюрой "Немецкий Оборонный союз - угроза для немецкого народа".
Характерно, что первое местное отделение ОС было создано в центре пацифистского движения - Вюртемберге. В мае 1913 г. - через год с небольшим после основания ОС - таких отделений было уже 255 с общей численностью 50 000 человек, а накануне войны "Союз" насчитывал 100 000 индивидуальных и 500 000 корпоративных членов.

Глава III. Пацифизм и политика
3.1. Партии и политические деятели
...На самом деле пацифистская идеология совмещала в себе основные элементы либерального сознания, и это природой вещей сказывалось на взаимоотношениях миротворцев с партиями и отдельными политиками.
Разумеется, и речи быть не могло о каком-либо сотрудничестве пацифистов с крайне правой партией антисемитов (Немецкая Национальная партия). По словам Умфрида, "если с нашей точки зрения недопустима уже пропаганда национальной ненависти, то ещё более отрицательно мы относимся к разжиганию ненависти расовой... Следствием антисемитизма стала бы война по уничтожению всего семитского". В свою очередь, депутат от этой партии в Рейхстаге М. Либерман фон Зонненберг заявил, что "все это движение за мир - дело рук старых дев и дегенератов".

...Против пацифизма обернулась и незатухавшая вражда между католицизмом и масонством, сказывавшаяся на внутриполитической жизни Германии. "Ультрамонтанство держится вдалеке от обществ мира, - писала фон Зуттнер в 1895 г.. - потому что в этих последних много людей, именующих себя неясными терминами "франкмасоны", "материалисты" и т. п.

...С середины 1900-х гг. снова начали меняться и ориентиры северогерманских либералов. В 1909 г. лидер Народной партии свободомыслящих в Бреслау и одновременно председатель местного общества мира Адольф Хайльберг подчеркивал, что "милитаризм требует полного подчинения, отвращает... массы от воспитания гражданского сознания". Пацифизм должен был поэтому идти рука об руку с либерализмом, пробуждая "дух сознательной ответственности" в немецком народе. Другой либеральный публицист, назвав уступки милитаризму губительными для либералов, утверждал, что "победа либерализма [последует] вместе с победой пацифизма".

...Этика, по Науману, не имела права вмешиваться в "естественный процесс государственной жизни", предоставляя "свободу совести ответственным лицам".
Такая позиция вызывала резкую отповедь пацифистов, и прежде всего Умфрида, который постоянно критиковал Наумана за тезис "в государстве столько права, сколько в нем силы".

Пропаганда, Католичество, Идеалы, Нация, Публицистика, ЕС, Манипуляция, Сила, Нобель, Европа, Цитата, Раса, Германия, Право, Причины, Заговор, Сдвижков, Парадоксы, Либералы, Пацифизм, Армия, Афоризмы, Государство, Национализм

Previous post Next post
Up