Генезис нравственного идеала декадента. - Астафьев Пётр Евгеньевич (1846-1893)
...Сострадание, замечает Ницше, есть расслабляющий и потому вредный аффект *. Сострадание становится преобладающим чувством лишь в среде
с пониженною жизнеспособностью, с уменьшенною стойкостью и энергией воли, усталой от жизни, или согнувшейся под ее тяжестью и вырождающейся. Это -- среда боязливая, страдающая impressionismе moral, только и помышляющая о том, как бы избежать опасности и страдания. Мораль сострадания -- мораль вырождающихся поколений, мораль упадающих и дряхлеющих цивилизаций с их постоянным симптомом -- пессимизмом.
* Ср. мое "Чувство как нравственное начало", гл. III.
...Двигаются человечестве и общество вперед не смирными, добрыми людьми, разрабатывающими готовые мысли и блага, "земледельцами духа", но теми, кто, созидая новое, должны разрушать старое и, следовательно, причинять массам много страданий, борьбы и слез. "Самые сильные и злые люди",-- говорить он, -- "до сих пор двигали человечество вперед".
Хваля добродетель, акт самопожертвования, самообуздания личности, общество хвалит в них поэтому не их непосредственную полезность или разумность. Хвалится, собственно, та глупость добродетели, в силу которой человек отрекается от своей индивидуальности, обуздывает свою силу, свою страсть, давая превратить себя в послушное и безопасное служебное орудие целого. Общество радуется, чувствуя, что со стороны добродетельного, безличного, ему не грозит уже никакая опасность, -- а опасности, которая всегда налицо, пока существует сильная личность, оно всего более боится. Хвалится, собственно, безличность, сходность, равенство, посредственность, ничтожество. Люди стремятся -- сознают ли они это, или нет, -- к коренному преобразованию, ослаблению и обезличению, устранение индивидуума. Признак общественных чувств и поступков заключается в их обезличивающем влиянии, в их тенденции уравновесить всякую личность с средним уровнем общественной массы, в сглаживании тех индивидуальных различий, которые сделали бы сильную личность слишком опасною для ее соседей и для общества. Общество боится индивидуальности, опасности от нее. Поэтому оно и одобряет безличную посредственность и стремится к равенству смирных и послушных посредственностей. Современная общественная мораль, говорит Ницше, есть мораль стадных животных, это -- дрессура.
Обзор журналов. Ethische Kultur. -- Колубовский Яков Николаевич (1863-1929)
...Г-жа Кретчман дает наивный совет, как избегать семейных ссор из-за несогласия во взглядах: стоит только супругами изложить свои взгляды на бумаге, как доводы с той и с другой стороны будут придуманы, и раздражение само собой уляжется.