Глава I. Организация и идеология немецкого пацифизма
1.1. Немецкое общество мира: истоки, идеи, деятельность
...Поэтому Фрид, как и остальные пацифисты, выступал за просвещение умов путём пропаганды пацифистских идей.
Но представление об этой пропаганде у него отвечало скорее схеме "героев" и "толпы". Тогда как пацифистам Фрид мог присвоить эпитет "эзотерического круга", масса, по нему, не способна к познанию открытого им закона. Остается только нейтрализовать ("иммунизировать") вредные влияния - разрушая национальные предрассудки, создавая институты посредничества вроде Гаагских, ставя, наконец, внешнюю политику под контроль парламентов.
...Понятия "мир" и "война" не несли у него нравственного содержания; нынешний мир имеет смысл сохранять потому только, считал Фрид, что он - "вспомогательное средство" для ускорения процесса организации мира в отличие от тормозящей его войны. Хотя и война могла бы играть конструктивную роль - если это карательная экспедиция против нарушителя международного права в будущем мировом сообществе.
...Показательны жесткая пронемецкая позиция штутгартцев в вопросе об Эльзас-Лотарингии и постоянные стычки на этой почве с французскими пацифистами. Оправдание Умфридом аннексии двух провинций тем, что Германия как "страна с избыточным населением имеет природное право на расширение жизненного пространства" вообще выглядело бы естественнее в устах какого-нибудь пангерманиста. Несмотря на все свои антибисмарковские филиппики, Умфрид все-таки требовал признать итоги Франкфуртского мира "исторической данностью", воплощением "истинной справедливости".
Впрочем, вопрос Эльзас-Лотарингии всегда оставался больным местом немецких пацифистов, составляя противоречие между их патриотизмом и интернационализмом. "Все южные немцы и прусские либералы полагают, что старому принципу насилия необходимо противопоставить принцип свободы, - писала одна из французских газет, - Но в то же время все как один ... подчеркнут, иногда даже с резкостью, что "никакого вопроса Эльзас-
Лотарингии не существует".
...Вопреки распространённому в Германии со времен Л. фон Ранке убеждению, что развитие государственности, рост национально-государственной мощи - основное содержание исторического процесса, пацифисты считали таковым эволюцию не имеющей границ правовой идеи. Национальное государство на этом пути - случайный попутчик, частная форма, благоприятная для развития правовых, властных и гуманитарно-культурных институтов, но не подменяющая их.
...Штутгартский период истории Немецкого общества мира окончательно определил специфику пацифизма в Германии до 1914 г. Характерной чертой было резкое отличие Юга от прусского Севера. Так, если в 1913 г. на Пруссию восточнее Эльбы приходилось из 100 местных обществ мира только 9, а на всю Пруссию за счет рейнских провинций - 18. то в одном маленьком Вюртемберге их было около 40.
...Социальные категории, наиболее тесно связанные с господствующей политической культурой - "дворянская олигархия", лица с академическим образованием, чиновничество, офицеры резерва, как и крупная промышленная и торговая буржуазия - были, по опыту пацифистов, практически недоступны для их пропаганды.
В основном пацифизм - движение городской (в крупных и средних, а в Вюртемберге и в мелких городах) буржуазии: вне его остались сельское население и пролетариат. По социальному статусу большинство рядовых пацифистов относилось к средним слоям общества. Так, среди председателей местных обществ большинство составляли учителя начальных и средних школ, мелкие собственники вроде аптекарей, часовщиков и т.п., и торговцы. За ними следовали юристы (адвокаты, судьи), духовенство и лица "свободных профессий" (врачи, писатели, инженеры и т.п.). Из чиновников были представлены только нижние уровни городской администрации.
...Ключевые проблемы социальной и материальной базы немецкого пацифизма точно сформулировал уже после мировой катастрофы прагматичный Георг Арнхольд: «Просветленным умам, ... которые в изящно сформулированном виде могли умело проповедовать солидарность народов и кроить бумажные резолюции, не хватало масс и ... той экономической силы, которая была бы способна завоевать массы и прессу: организаторов из предпринимателей и солидных денежных средств". Ибо "... если для войны нужны деньги, деньги и ещё раз деньги, то это же самое необходимо для завоевания прочного мира".