Сдвижков Денис Анатольевич (1968-) Против "железа и крови": Пацифизм в германской империи М.1999 г.

Sep 22, 2023 19:39

Глава I. Организация и идеология немецкого пацифизма
1.1. Немецкое общество мира: истоки, идеи, деятельность
...Поэтому Фрид, как и остальные пацифисты, выступал за просвещение умов путём пропаганды пацифистских идей. Но представление об этой пропаганде у него отвечало скорее схеме "героев" и "толпы". Тогда как пацифистам Фрид мог присвоить эпитет "эзотерического круга", масса, по нему, не способна к познанию открытого им закона. Остается только нейтрализовать ("иммунизировать") вредные влияния - разрушая национальные предрассудки, создавая институты посредничества вроде Гаагских, ставя, наконец, внешнюю политику под контроль парламентов.

...Понятия "мир" и "война" не несли у него нравственного содержания; нынешний мир имеет смысл сохранять потому только, считал Фрид, что он - "вспомогательное средство" для ускорения процесса организации мира в отличие от тормозящей его войны. Хотя и война могла бы играть конструктивную роль - если это карательная экспедиция против нарушителя международного права в будущем мировом сообществе.

...Показательны жесткая пронемецкая позиция штутгартцев в вопросе об Эльзас-Лотарингии и постоянные стычки на этой почве с французскими пацифистами. Оправдание Умфридом аннексии двух провинций тем, что Германия как "страна с избыточным населением имеет природное право на расширение жизненного пространства" вообще выглядело бы естественнее в устах какого-нибудь пангерманиста. Несмотря на все свои антибисмарковские филиппики, Умфрид все-таки требовал признать итоги Франкфуртского мира "исторической данностью", воплощением "истинной справедливости".
Впрочем, вопрос Эльзас-Лотарингии всегда оставался больным местом немецких пацифистов, составляя противоречие между их патриотизмом и интернационализмом. "Все южные немцы и прусские либералы полагают, что старому принципу насилия необходимо противопоставить принцип свободы, - писала одна из французских газет, - Но в то же время все как один ... подчеркнут, иногда даже с резкостью, что "никакого вопроса Эльзас-
Лотарингии не существует".

...Вопреки распространённому в Германии со времен Л. фон Ранке убеждению, что развитие государственности, рост национально-государственной мощи - основное содержание исторического процесса, пацифисты считали таковым эволюцию не имеющей границ правовой идеи. Национальное государство на этом пути - случайный попутчик, частная форма, благоприятная для развития правовых, властных и гуманитарно-культурных институтов, но не подменяющая их.

...Штутгартский период истории Немецкого общества мира окончательно определил специфику пацифизма в Германии до 1914 г. Характерной чертой было резкое отличие Юга от прусского Севера. Так, если в 1913 г. на Пруссию восточнее Эльбы приходилось из 100 местных обществ мира только 9, а на всю Пруссию за счет рейнских провинций - 18. то в одном маленьком Вюртемберге их было около 40.

...Социальные категории, наиболее тесно связанные с господствующей политической культурой - "дворянская олигархия", лица с академическим образованием, чиновничество, офицеры резерва, как и крупная промышленная и торговая буржуазия - были, по опыту пацифистов, практически недоступны для их пропаганды.
В основном пацифизм - движение городской (в крупных и средних, а в Вюртемберге и в мелких городах) буржуазии: вне его остались сельское население и пролетариат. По социальному статусу большинство рядовых пацифистов относилось к средним слоям общества. Так, среди председателей местных обществ большинство составляли учителя начальных и средних школ, мелкие собственники вроде аптекарей, часовщиков и т.п., и торговцы. За ними следовали юристы (адвокаты, судьи), духовенство и лица "свободных профессий" (врачи, писатели, инженеры и т.п.). Из чиновников были представлены только нижние уровни городской администрации.

...Ключевые проблемы социальной и материальной базы немецкого пацифизма точно сформулировал уже после мировой катастрофы прагматичный Георг Арнхольд: «Просветленным умам, ... которые в изящно сформулированном виде могли умело проповедовать солидарность народов и кроить бумажные резолюции, не хватало масс и ... той экономической силы, которая была бы способна завоевать массы и прессу: организаторов из предпринимателей и солидных денежных средств". Ибо "... если для войны нужны деньги, деньги и ещё раз деньги, то это же самое необходимо для завоевания прочного мира".

Причины, Право, Идеи, Граждане, Личность, Общество, Сдвижков, Интеллигенция, История, Стили мышления, Пацифизм, Немцы, Деньги, Государство

Previous post Next post
Up