Сдвижков Денис Анатольевич (1968-) Против "железа и крови": Пацифизм в германской империи М.1999 г.

Sep 19, 2023 17:03

Глава I. Организация и идеология немецкого пацифизма
1.1. Немецкое общество мира: истоки, идеи, деятельность
Отношение к насилию вообще и к войне занимало умы с античных времен. Однако корни общественного движения против войны, очевидно, следует искать в общем перевороте от средневековой картины мира к системе ценностей Нового времени.
Средневековое отношение к проблеме войны и мира в западном христианстве строилось на воззрениях Отцов Церкви - прежде всего Блаженного Августина, а также Фомы Аквинского и других богословов на основе фундаментальных тезисов о грехопадении и искуплении, о "граде Божьем" и "граде Земном". В рамках земного уклада мир как отсутствие войны признавался абсолютной ценностью. Но поскольку "мир сей" греховен, отсутствие войны здесь считалось временным миром (pax temporalis), ибо "идеальный мир есть Бог, и земные владыки не способны достичь вечного мира" (pax aeterna).
Постепенное разрушение этой картины мира меняет ориентиры человека и общества: они сводятся теперь к достижению "Царства Божия на Земле". В это стремление входит, начиная с трактатов гуманистов 16-17 вв. и особенно в трудах эпохи Просвещения, у аббата Сен-Пьера, Ж.-Ж. Руссо и конечно И. Канта, идея "вечного мира" на Земле; предлагаются разные способы его достичь. В то же время если раньше под "justitia" понималась Божественная в своем высшем проявлении справедливость, то теперь совершается переход к светскому праву Нового времени. Из идеи универсального христианского единства вырастают проекты достижения мира на основе международного права - через федерации, союзы государств и т. п.

...подавляющим большинством войны воспринимались либо как данность, либо их существование считалось естественным. Светская мысль лишь внесла новое содержание в заимствованное у Августина понятие "справедливая война" (bellum justum). Теперь это была война "по государственной необходимости". Под влиянием идей Гоббса о мире как продукте социально-государственной организации, который заменил естественное состояние человечества - войну, и особенно по историческому опыту Тридцатилетней войны государство утвердилось в роли гаранта мира.
Победило, представление о том, что внешняя война оправдана ради мира внутри государства. Несмотря на весь огонь критики, который противники войны обрушилй на формулу "к внутреннему миру, пожертвовав внешним", она так и не была забыта в политической практике и общественном сознании не только до, но и после 1914 г.
Хотя термин "пацифизм" возник только на рубеже прошлого и нынешнего веков, он успел обрасти разноречивыми толкованиями, и сегодняшнее его понимание на бытовом уровне отличается от первоначального.

...После дискуссии вокруг нескольких терминов ("федерализм" русского социолога и пацифиста Якова Новикова, "младоевропейцы" и др.) X Международный конгресс мира (далее - МКМ) 1901 г. в Глазго остановил свой выбор на предложенном французом Эмилем Арно "пацифизме". "Изм" придавал названию необходимую солидность и подчеркивал амбиции нового движения. В непродолжительное время название прочно утвердилось на своем месте, в том числе и в Германии.
Уже в 1913 г., однако, под "пацифизмом" понимали "коллективное обозначение всех усилий по созданию вместо существующих межгосударственных отношений разумного порядка", а I мировая война окончательно смешала все границы. Пацифисты восприняли опыт сторонников ненасилия, и с течением времени антивоенные и антинасильственные идеи стали отождествляться. Этот исторический факт предлагает признать европейская школа "исторической науки о проблемах мира". В ней под "пацифизмом" понимается общее название "организации, разрабатывавших концепции и проекты, направленное на
предотвращение войны, делавшие её бесполезной" или даже ещё шире "любое противодействие воинственно-агрессивной националистической политике силы”.
Англосаксонская школа настаивает, наоборот, на необходимости "отделять зерно от плевел", подчеркивая разницу между "пацифизмом" в строгом смысле - основанном на религиозной этике безусловным и личным отрицанием войны - и конформистским "интернационализмом" или "пацифицизмом". Сторонники последнего добивались уничтожения войн методами арбитража, разоружения и международной организации, но признавали идею "справедливой войны" - оборонительной или в виде карательной экспедиции за невыполнение обязательств перед мировым сообществом. "Пацифистами" по
этой версии считаются, кроме квакеров, баптистов, меннонитов, также и последователи Л. Толстого, М. Ганди и проч.
С "европейской" же точки зрения "пацифизм" и "интернационализм" относятся друг к другу как цель и средство: интернационализм служит средством для достижения основной цели пацифизма - "вечного мира".

...Варианты этого отношения можно представить себе в виде шкалы, где главная разделяющая линия - приятие или неприятие войны. По обе стороны - пацифизм и классический милитаризм, строящие свою идеологию только вокруг внешней войны. Где-то по краям этой воображаемой шкалы будут, с одной стороны - абсолютный отказ от любого насилия, а с другой - готовность не только к внешней войне, но и насилию внутри социума (коммунизм, фашизм).
Отношение к насилию вообще создает при этом свои градации: например, между построенным изначально на отказе от насилия христианством и противоположной идеей марксизма ("повивальная бабка истории").
Кроме того, надо учесть, что собственно пацифизм и милитаризм как общественные движения охватывают гораздо более узкий сектор, поскольку подразумевают активную позицию в вопросе о войне и мире, стремление осуществить избранную цель с помощью соответствующих методов и организации, присущее лишь меньшинству общества.

...Национальное собрание во франкфуртской Паульскирхе 1848-1849 гг. стало между прочим и трибуной, с которой знаменитые вожди революции 1848 г. Арнольд Руге, Роберт Блюм, Карл Фогг провозглашали идеи, созвучные пацифистской мысли. Руге выступил за созыв "конгресса народов" для обсуждения всеобщего разоружения, ибо "вооруженный мир - это... варварство,... путь, противоречащий всякому свободному устройству". Блюм предложил создать "федерацию свободных народов Европы", а Фогг заявлял, что "конечная цель нашей политики и величайшая задача, которую мы можем решить - это создание разоруженного мира в Европе. Я с радостью встречу Германию, восставшую из пепла с пальмовой ветвью мира и протягивающую её ... другим народам континента".

...Ю. Рупп (1809-1884) может по праву считаться первым истинным пацифистом в Германии. Бывший теолог в университете Кенигсберга и капеллан в гарнизонной церкви, он был лишен своих постов за критику официальной церкви и распространение идей о "христианском государстве", которые строились на этике Канта и его последователя Теодора фон Гиппеля. В 1846 г. Рупп основал Свободную Евангелическую Общину в Кенигсберге. Движение свободных общин проповедовало выход из традиционных церквей из-за их "догматизма и византинизма" и объединение в межконфессиональные союзы. Предвосхищая пацифистов XX века, сторонники этого движения требовали "пассивного сопротивления" недемократическому государству.

...Пацифизм рассматривался тогдашним прусским полицейским ведомством исключительно как результат агитации английских либералов. Именно так комментировался Франкфуртский конгресс мира, это же стало поводом к закрытию кенигсбергского Союза. Его руководству инкриминировалось получение субсидии от подготовительного комитета Лондонского конгресса мира, собиравшегося по поводу Всемирной выставки 1851 г. Однако основной причиной, по которой деятельность Союза была признана "общественно опасной", стало расширение политической активности общества, зарегистрированного как неполитическое.
Члены Союза, как подчеркивалось в рапорте местного полицай-президента, "представляли войну и военную службу занятиями недостойными, и защищали точку зрения о том, что регулярные армии подрывают благосостояние народов". Кроме того, Союз пытался распространить свое влияние по стране, рассылая цитировавшийся "Катехизис свободных религиозных общин". Ю. Рупп и Р. Мотерби, и до того не раз подвергавшиеся полицейским преследованиям за их связи с прусскими демократами, были привлечены к суду вместе с семью другими членами руководства Союза мира, поплатившись тюремным заключением и штрафами.

Церковь, Идеи, Эволюция понятий, Личность, Нация, Общество, Интеллигенция, Справедливость, Немцы, Августин, Европа, О мире, О войне, Сдвижков, Англичане, Пацифизм, Государство

Previous post Next post
Up