Интеллигенция в истории: образованный человек в представлениях и социальной действительности М.,2001

Sep 10, 2023 17:11

II. Формирование среды и самосознания
Е. И. Щербакова (Академия ФСБ, Москва). Синдром разночинца: социально-психологические истоки радикализма русской интеллигенции
Не следует, чтоб честный человек заслуживал повешения... Я. М. Карамзин
...В 1858 г. он представил Александру II всеподданнейшую записку по крестьянскому вопросу, за что удостоился монаршей благодарности. “В нашем молодом поколении,- заметил император, - много хорошего, истинно благородного, Россия должна много от него ожидать, если оно получит надлежащее направление, но иначе выйдет совершенно противное”.

...Добиться справедливости Серно-Соловьевичу не удалось, а летом 1862 г. он был арестован по обвинению “в сношениях с лондонскими пропагандистами”. “Разве не поразительный факт, - писал он из крепости императору, - что человек, в лице которого пять лет назад Вы похвалили молодое поколение, теперь судится как государственный преступник”.

...С отменой ограничения числа студентов в высших учебных заведениях молодые люди со всех концов России устремились в университеты, нередко жертвуя на обучение последние гроши. Из низов - за лучшей долей, которую надеялись обрести с получением образования, из всех сословий - за светом новых идей. В этом смешении социальных пластов и рождалась та разночинная интеллигенция, которая часто бывала не у дел не только потому, что не находила поприща, соответствовавшего своим взглядам на общественное служение, но и потому что. потребности страны, еще только вступавшей на путь капиталистического развития, не могли поглотить весь “образованный пролетариат”.

...Кстати, будущее поборники прогресса представляли себе довольно смутно. Большинство молодых людей, привлекавшихся к следствию по делу Д. Каракозова, признавались, что были не в состоянии объяснить “значения слова социализм”.
“Я полагал только, - говорил один из них, - что наше дело - расчистить дорогу, а там явятся люди, которые создадут царство социализма”. В связи с этой фразой на ум приходят не только речи тургеневского Базарова или воззвания Сергея Нечаева, но и предположение о том, что гораздо сильнее, чем туманный образ будущего общества, нигилистов привлекал сам процесс борьбы с “отживающим миром” в настоящем.

...Модель преобразования действительности и конкретный ответ на извечный вопрос “что делать?” разночинная интеллигенция находила в знаменитом романе Н. Г. Чернышевского. Проблематика, связанная с ролью литературы как важнейшего формирующего компонента радикальной субкультуры, в последнее время активно разрабатывается филологами. Замечательное исследование И. Паперно раскрывает глубинные истоки колоссального влияния романа на русскую молодежь разных поколений. "Что делать?", - пишет автор, - это универсальное средство для осуществления контроля над действительностью, система психологических защитных механизмов”.

...Многие авторы, в первую очередь - Чернышевский, "сознательно конструировали" своих героев как образцы, пригодные для воспроизведения в реальной жизни "Переносить в настоящее" черты будущих личных и общественных отношений молодежь пыталась, часто следуя слову писателя буквально. Одна за другой возникали артели и ассоциации. Рассказывая о создании одного из таких предприятий, современница вспоминает: "Усевшись за стол, собравшиеся раскрыли роман в том месте, где было описание швейной мастерской, и начали подробно обсуждать, как ее устроить". Не отставали от других и члены кружка вольнослушателя Московского университета Николая Ишутина, в который входил Дмитрий Каракозов. Молодые люди, среди которых преобладали студенты, составили общество взаимного вспомоществования, переплетную и швейную мастерские, строили планы создания общества переводчиков и переводчиц "на социальных началах" и т. п.

Александр II, Пропаганда, Карамзин, Чернышевский, Система и элемент, Заговор, Россия, Образование, Интеллигенция, История, Студенты, Литература, Организация, Цитата

Previous post Next post
Up