в XVIII - начале XX в. Очерки истории : в 2 кн. / сост. и отв. ред. д. и. н. И. В. Тункина (1960--) СПб. 2018 г.
Раздел 5. Познание России. Академические экспедиции XVIII - начала XX в.
Экспедиция X. Ф. Лессинга. 1831-1833 гг.
...В официальной переписке по организации экспедиции имеются указания, что он приехал в Россию, имея «рекомендации прусского правительства». В связи с этим X. Ф. Лессингу оказывали поддержку
российские власти. Первым пунктом его путешествия был намечен Оренбург, и именно там отложились документы, освещающие время его пребывания на Южном Урале.
10 июня 1832 г. оренбургскому военному губернатору Павлу Петровичу Сухтелену (1788-1833) поступило письмо от министра финансов Егора Францевича Канкрина (Georg Ludwig Саncrin 1774-1845), сообщавшее о высочайшем распоряжении разрешить X. Ф. Лессингу поездку, оказывая ему всяческое содействие местных властей. В связи с этим Е. Ф. Канкрин просил П. П. Сухтелена взять этот вопрос под личный контроль. Аналогичное письмо поступило и от министра внутренних дел Дмитрия Николаевича Блудова (1785-1864). Ответом губернатора стал циркуляр, предписывающий полицейским чинам и комендантам крепостей оказывать такую поддержку. Письмо от министра финансов сообщает также о желании X. Ф. Лессинга быть приписанным к Императорскому ботаническому саду.
Вместе с тем X. Ф. Лессинг обратился с просьбой о субсидии в Академию наук. В Академии его поддержал создатель Ботанического музея К. А. Триниус. Он обратился в Конференцию в письме от 23 мая 1832 г., в котором сообщил о прибытии «сюда из Берлина молодого ученого, г<осподина> доктора [X. Ф.] Лессинга, имеющего намерение предпринять путешествие во внутренние губернии России. Будучи известен ученому свету отличными своими трудами*, г<осподин> [X. Ф.] Лессинг обещает доставить пользу и важные услуги наукам сим ученым путешествием, для коего он достаточно себя подготовил». Письмо указывает конечную цель, намеченную ученым, - Красноярск, «а оттуда (буде он будет иметь к тому средства) к Становому Хребту, который он желает исследовать до самых восточных пределов оного».
* В письме К. А. Триниуса упоминается о неких услугах, оказанных X. Ф. Лессингом Ботаническому музею.
...К. А. Триниус ходатайствовал в рассматриваемом письме о том, чтобы X. Ф. Лессингу во все время путешествия выплачивать постоянное академическое жалованье - 1000 руб. в год, «и обещать ему более, ежели он выполнит свою обязанность к удовольствию Академии». Конференция, поддержав эту просьбу, обратилась с соответствующим ходатайством к президенту Академии наук. Это была немалая сумма, и В. Ф. Гнучева предполагает, что легкость и готовность, с которой Академия согласилась на эту выплату, связана с имевшимися у X. Ф. Лессинга рекомендациями прусского правительства.
...Не дожидаясь окончания переписки по субсидированию путешествия, X. Ф. Лессинг выехал из Петербурга и уже 10 июня 1832 г. прибыл в Оренбург, привезя с собой письмо от министра финансов. Благодаря материалам, хранящимся в ГАОО известны его маршруты из Оренбурга. Так, тем же летом X. Ф. Лессинг предпринял поездку в Орскую крепость, а оттуда - в Губерлинские горы и Киргизскую степь. За поездкой в степи последовала поездка в северном направлении для изучения растительности Уральских гор, Башкирских кантонов в Оренбургском, Верхнеуральском, Троицком и Челябинском уездах. Все это время X. Ф. Лессинг пользовался покровительством оренбургского военного губернатора П. П. Сухтелена. В марте 1833 г., по-прежнему при поддержке оренбургского военного губернатора, X. Ф. Лессинг отправился в южном направлении по Уралу к Каспийскому морю и вдоль побережья - в Букеевскую Орду. Из Орды ученый в сопровождении В. Андреева отправился в Астрахань. Как описывают материалы ГАОО, путешествие X. Ф. Лессинга по Оренбургской области не было безопасным: на протяжении всех поездок его сопровождали отряды, обеспеченные ему военным губернатором.
...Первое письмо от X. Ф. Лессинга с Урала, сохранившееся в деле экспедиции, прислано из Златоуста и датировано 4 ноября 1832 г.4 О нем было доложено в Академии 5 декабря 1832 г. В своем письме ученый просил походатайствовать о высочайшем разрешении на увеличение его жалованья, однако академики, не получившие до этого времени еще никаких результатов, не видели основания назначения большей суммы.
...Ф. Б. Фишер зимой 1832 г. лично переправил оренбургскому военному губернатору П. П. Сухтелену для X. Ф. Лессинга диплом доктора медицины, выданный Императорской медико-хирургической академией.