Философия христианской теократии в V веке. Учение о граде Божием бл. Августина. V-XII. (Окончание). - Кн. Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920)
...Как Августин в понятии мира смешивает правовой и нравственный идеал, так же точно и римские юристы смешивают то и другое в идее
jus naturale. «То, что всегда хорошо и справедливо», говорит юрист Павел, «называется правом, каково и есть естественное право». Ульпиан вообще отождествляет право со справедливостью. «Справедливость», говорит он, «есть воля, постоянно и беспрерывно выражающаяся в воздавании каждому своего права. Предписания права таковы: должно честно жить, не вредить другому, воздавать каждому свое». Именно этот идеал справедливости и правды, по учению Августина, достигается в спокойствии вечного порядка, вечного мира Божия, где воздается каждому должное.
...Августин в своей полемике против Цицерона, как мы уже знаем, потому отрицает за римским государство значение правового общения, что право для него отождествляется с божественною правдою. Он вполне мог бы подписаться по Ульпиановым определением правоведения, как «знания о божеских и человеческих вещах». И если Ульпиан справедливо считает себя жрецом права, то с таких же точно основанием автор Civitas Dei мог бы быть назван юрисконсультом царствия Божия.