Философия христианской теократии в V веке. Учение о граде Божием бл. Августина. V-XII. (Окончание). - Кн. Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920)
...В идее тысячелетнего царствия, как его понимает Августин, несомненно заключается оправдание всякого рода
светского насилия, - выражается ли оно в форме преследования еретиков, или войне против неверных. На сколько великий представитель латинского христианства уже в V-м веке предвосхитил средневековую идею крестовых походов, видно из следующей цитаты: «Если земное государство хранит христианские заповеди, то и самые войны не ведуться без некоторого дружеского расположения, ради заботы об устроении побежденных в мирное сообщество правды и благочестия. Ибо у кого отнимается возможность неправды, тот с пользою побеждается» *. Евангелие не воспрещает войн, не отнимает у воинов их оружия, а предписывает им только «довольствоваться их содержанием», - следовательно, косвенно утверждает их в их служении и призвании.
* Epist. CXXXVIII, cap. 2, § 14.
...Та же противоположность и та же борьба благодати со свободой наполняет собою вся историю человеческого развития. В основе двух обществ лежат две любви: земное общество любит само себя до презрения к Богу; небесное общество, напротив, любит Бога до совершенного презрения к самому себе. Одно принимает славу от людей и одержимо страстью властвования, другое славится о Боге и живет в смирении и послушании Его воле *.
* Lib. XIV, cap. 28.