Актуальное прошлое: взаимодействие и баланс интересов Академии наук и Российского государства

Aug 26, 2023 17:10

в XVIII - начале XX в. Очерки истории : в 2 кн. / сост. и отв. ред. д. и. н. И. В. Тункина (1960--) СПб. 2018 г.
Раздел 4. Академия наук и власть: границы дискурсивного поля.
Академия наук и российская пресса в период Первой мировой войны (М. В. Мандрик)
...Реформы министра образования Л. А. Кассо и Первая мировая война фактически поставили Академию наук под прицел прессы всех направлений. Если проправительственные газеты старались больше информировать публику о ее деятельности, прокадетские газеты выступали в ее поддержку или искали причины к оправданию ее действий/бездействия, то правомонархическая пресса не стеснялась в выражениях и пыталась показать любые факты в негативном свете, прямо указывая на необходимость реформирования ученого учреждения в сторону сокращения его свободы. Это было связано с духом эпохи, когда волнения в народе и студенчестве, затем военное положение стали диктовать более жесткие условия жизни и ограничение свободомыслия.
Единственным смягчающим моментом в наступлении прессы на Академию наук стала инициатива В. И. Вернадского о создании Постоянной комиссии для исследования естественных производительных сил Российской империи (КЕПС). Все газеты позитивно отреагировали на это заявление и почти пошагово прослеживали работу Комиссии.
В «Биржевых ведомостях» уже в утреннем выпуске 30 апреля 1915 г. была опубликована статья «Изучение естественных производительных сил России», сообщающая, что 29 числа в Академии наук «под председательством проф. А. С. Фаминцина состоялось первое предварительное заседание Комиссии по изучению естественных производительных сил России. Заседание открылось докладом В. И. Вернадского, указавшего, что экономическая зависимость нашей жизни от Германии в дальнейшем не может быть терпима и не может дальше продолжаться без коренного изменения».

...Хорошо чувствуя политический момент, В. И. Вернадский понимал, что «деньги эти должны найтись, так как только с их затратой Россия может достигнуть высшего развития культуры и сбросить с себя иго Германии».
«Современное слово» 5 мая 1915 г. в статье «Богатство природы и народа» сообщало о заседании особой Комиссии по изучению естественно-производительных сил России, на котором «акад. А. С. Фаминцын нарисовал очень поучительную картину нашего чисто “академического” отношения к огромным природным богатствам, которые могли бы создать новые цветущие отрасли промышленности... Война обнаружила всестороннюю зависимость нашей экономической жизни от Германии... Академия наук ставит себе широкую задачу: прежде всего ознакомить с нашими спящими естественными богатствами... Остается только пожелать, чтобы это прекрасное начинание академии положило начало широкому творчеству, окрыленному национальным воодушевлением, о котором говорил проф. Фаминцын, чтобы оно получило не академическое, а великое жизненное значение».
Вскоре и Академия наук стала для прессы борцом с «германским засильем» в промышленности. Позитивный имидж Академии в вопросе изучения естественных сил России одинаково поддерживался и западнической, и славянофильской прессой. Газетчики обратили внимание на академические опыты по изготовлению селитры, которую ранее тоже привозили из Германии. Еще пару месяцев назад пресса называла академиков «предателями», но вскоре значимость Академии наук резко возросла, так как ее представители стали незаменимыми экспертами в решении насущных оборонных проблем, которые своими идеями и научными разработками были способны стимулировать экономический подъем России. Пиар-кампания в прессе могла бы помочь Академии в пропаганде развития научно-технических идей в обществе и властных структурах и могла стимулировать научное и техническое развитие страны, но революции 1917 г. изменили вектор развития РАН, не дав осуществиться многим научным проектам.

Раздел 5. Познание России. Академические экспедиции XVIII - начала XX в.
Вводные замечания (Л. Д. Бондарь, Е. К. Спиридонова)
История научной экспедиционной деятельности в Российском государстве начинается еще до времени создания Академии наук. Между тем материалы ряда экспедиций, важнейшей из которых было путешествие под руководством Даниила Готлиба Мессершмидта (Daniel Gottlieb Messerschmidt; 1685-1735), совершенное в Сибирь в 1719-1727 гг., попали в архив вновь созданной Академии. Все последующие годы были отмечены активной академической экспедиционной деятельностью. Традиционно в качестве академических экспедиций рассматриваются те, которые были предприняты по инициативе Академии наук, финансировались из средств Академии или состояли из членов Академии; к ним причисляются также экспедиции, материалы которых поступили в Академию.

...Несколько экспедиций XVIII в. ставили своей целью изучение природных ресурсов отдельных регионов, а также (что являлось другой важной целеполагающей составляющей) состояние промышленных предприятий: не только казенных, но и частных, среди которых выделялись сибирские и уральские заводы Демидовых, предлагавшие передовой для того времени опыт. Подобные наблюдения в Сибири и на Урале производились уже в ходе крупнейшего экспедиционного предприятия XVIII в., получившего в историографии название Вторая Камчатская, или Великая Северная экспедиция (1733-1743). Эта экспедиция была снаряжена по высочайшему повелению и состояла из нескольких отрядов (морских и сухопутных), одним из которых был академический отряд, возглавляемый адъюнктом Академии, ее будущим конференц-секретарем Герхардом Фридрихом Миллером (Gerhard Friedrich Müller; 1705-1783). В ходе своего путешествия отряд посетил и описал три горнозаводских округа - начавшие складываться в XVIII в. специфические территориально-хозяйственные образования, включавшие в себя предприятия добывающей и металлургической промышленности. К концу XVIII в. оформились четыре таких округа: Уральский, Колывано-Воскресенский на Алтае, Нерчинский в Сибири и Олонецкий. Экспедиция Г. Ф. Миллера посетила все уральские и сибирские округа.

...Важнейшие работы в этом направлении ведутся в рамках серии «Источники по истории Сибири и Аляски из российских архивов» (отв. Редактор В. Хинтцше), издаваемой СПбФ АРАН и Фондом Франке (Германия).

...Другой сибирский округ - Колывано-Воскресенский - являлся частным владением семьи Демидовых с 1726 г. и вплоть до смерти Акинфия Никитича Демидова в 1745 г.; с 1747 г. он перешел в собственность царской семьи. Ко времени посещения заводов Г. Ф. Миллером это было мощное, хорошо оборудованное предприятие. В фонде Г. Ф. Миллера имеется план Колывано-Воскресенских заводов. Центральная часть представляла собой укрепление с расположенными на его территории заводской конторой, домами управляющего и заводских служащих, солдатскими казармами и хлебным амбаром. Укрепление окружала слобода, а в стороне, у плотины на реке Белая, располагался завод с четырьмя печами, кузницей, мастерскими и т. д.

...Таких узконаправленных научных путешествий с участием Академии наук и академиков для XIX в. в настоящем разделе выделяется достаточно много. Для Сибири это экспедиции: уроженца Швейцарии Германа Ивановича Гесса (Germain Heinrich Hess; 1802-1850) в район озера Байкал в 1827-1829 гг.; геолога Вольдемара Фридриха Карла фон Дитмара (Woldemar Friedrich Carl von Ditmar; 1822-1892) на Камчатку в 1851-1856 гг.; Ивана Семеновича Полякова (1845-1887) в Западную Сибирь, на Алтай, в Киргизскую степь и на озеро Балхаш в 1877 г, а также совместно с зоологом Александром Михайловичем Никольским (1858-1942) - на Сахалин, 1881-1884 гг.; Александра Александровича Бунге (1851-1930) в устье реки Лены в 1882-1884 гг., и совместно с бароном Эдуардом Васильевичем Толлем (Eduard Gustav von Toll; 1858-1902) - в районы рек Яны, Индигирки и Колымы, на Новосибирские острова в 1885-1886 гг.

Заговор, Тункина, Россия, Публицистика, О власти, История, Первая мировая война, Немцы, Путешествия, Демидов, Наука, Семья

Previous post Next post
Up