Обзор книг. Л. Лопатин. Положительные задачи философии, ч. II. - Грот Николай Яковлевич (1852 - 1899)
...В связи с этими утверждениями автор доказывает несостоятельность всех теорий психической жизни, пытавшихся вывести активные ее элементы из пассивных и представить сознание самодеятельности духа, как иллюзию и продукт незнания истинных
причин наших действий. Так же несостоятельны попытки возвести закон сохранения энергии в принцип всякой причинности. Абсолютное господство закона сохранения энергии мыслимо лишь в мире вещей, которые не имеют никаких других свойств, кроме механических или материальных. Но в существах, способных от себя начинать движение, должно предполагать внутреннюю активность и самостоятельную причинность.
...Если верно, что причинность есть отношение деятеля к действию, то, очевидно, невозможно, чтобы отдельные действия относились друг к другу, как причины и действия. Вообще так называемая механическая причинность или закон неизменной последовательности явлений может быть только формой усмотрения (через органы внешнего опыта) причинности творческой, а не самостоятельным видом причинности.
...Одно из двух: или творческая причинность есть только духовная причинность и имеет место единственно в сфере деятельности духовных существ, и тогда весь труд автора относится лишь к закону духовной причинности, а не причинности вообще, или если ему удалось установить истинный смысл закона причинности вообще, то закон сохранения энергии, относясь единственно к сфере отношений между явлениями опыта, не имеет ничего общего с законом причинности в подлинном смысле слова, и наука опыта, познавая механизм явлений, исследует не причины их, а исключительно их неизменные последовательности.