Революция и государство 1876 г.
...Прежде всего нас упрекают в высокомерном отношении к народу.
«Вы хотите,- говорят нам,- сделать революцию, может быть, и для народа, но без народа. Вы хотите, чтобы мыслящее, интеллигентное меньшинство насильственно навязало ему свои идеалы, распяло бы его на прокрустовом ложе своих книжных теорий,- одним словом, вы стремитесь не к революции народной, не к революции, идущей снизу вверх, а к революции барской, революции сверху вниз. Потому-то для вашей революции и необходимо государство во всеоружии власти, необходимо именно то, против чего мы боремся, что мы считаем одной из основных причин существующего социального зла».
Противоречие, по-видимому, радикальное; но вглядитесь в него пристальнее, сопоставьте то, что мы говорим, с тем, что говорят так называемые анархисты, и вы сейчас же убедитесь, что в основе его лежит одно недоразумение, недоразумение, обусловливаемое двоякого рода непониманием. С одной стороны, анархисты не понимают, чего мы хотим, с другой - они не понимают, чего они сами хотят.
Мы говорим: революция должна быть осуществлена более или менее интеллигентным, революционно настроенным меньшинством. А вы, наши мнимые противники, что вы говорите? Говорите ли вы, что революция должна быть осуществлена большинством, иными словами, что мы должны ждать ее пришествия до тех пор, покуда большинство народа не будет стоять на том уровне умственного и нравственного развития, на котором теперь стоит лишь его меньшинство?
...Эти идеалы могут в некоторых своих пунктах совпадать с идеалами чисто народными. Вот этими-то пунктами совпадения и пользуются верхние слои общества. Они напирают на них с особенной силой; они с умыслом преувеличивают их значение, и народ, не понимая истинного смысла буржуазного идеала, видя только те его стороны, которые гармонируют с его интересами, становится под его знамя и с полной верой отдает в распоряжение эксплуататоров свои руки, свое тело, свою кровь. Пользуясь его поддержкой, прячась за его спину, буржуазные классы общества устраивают, когда это им выгодно, насильственные перевороты и, овладев властью, проводят в жизнь свои идеалы и видоизменяют данный строй исторически сложившихся социальных отношений сообразно со своими интересами. А так как их интересы всегда находятся и всегда должны находиться в непримиримом противоречии с интересами эксплуатируемого ими народа, то отсюда само собою следует, что от их революции, от революции сверху вниз, народ никогда ничего не выигрывает, а, напротив, всегда что-нибудь да проигрывает.
Таким образом, антинародный характер революции сверху вниз обусловливается совсем не тем, что меньшинство захватывает политическую власть в свои руки и при помощи этой власти переустраивает общественные отношения, а единственно только тем, что это меньшинство преследует буржуазные идеалы и что его экономические интересы противоречат экономическим интересам народа.
...Правда, между ними есть буржуа, но они считаются революционерами лишь по недоразумению, лишь потому только, что у нас всякая деятельность, не одобряемая правительством, считается революционной. Обучает ли человек деревенских ребятишек грамоте по учебникам, не одобренным министерством народного просвещения,- он революционер; читает ли крестьянам не прошедшие через цензуру сказки, знакомит ли их с основными учениями экономической науки,- он опасный агитатор, а если он вздумает распространять книжки, в которых популярно описывается данный механизм государственного управления, господствующей системы податей и сборов,- он считается уже таким отчаянным бунтовщиком, для которого и Сибири мало. Учить народ значит подготовлять революцию, устраивать слесарные, столярные, кузнечные и иные мастерские, заводить бакалейные лавочки людям, принадлежащим к привилегированной среде,- равносильно подкапыванию под священные основы существующего порядка. Одним словом, стоит плюнуть не в ту сторону, в которую принято плевать, и сейчас же прослывешь революционером, бунтовщиком, агитатором.
При таком представлении о революции и революционерах нет ничего мудреного, что под категорию революционных действий подводятся действия совершенно невинные и по существу своему антиреволюционные, а в число революционеров попадают люди, преследующие чисто буржуазные идеалы, благонамеренные рыцари «исторического прогресса» и «народного просвещения».
Из примечаний
Граф К. И. Пален, бывший в то время министром юстиции, автор секретной «Записки министра юстиции графа Палена. Успехи революционной пропаганды в России» - документа полицейского лицемерия и правительственной паники по поводу размаха революционного движения. «Записка» эта была издана за границей группой газеты «Работник» (1875). Прокурор С. С. Жихарев и жандармский генерал И. Л. Слезкин, входя в следственную комиссию по делу «о революционной пропаганде в империи» («процесс 193-х»), отличались нечистоплотностью, жестокостью, провокаторскими методами в преследовании революционеров.