Основные моменты в развитии новой философии. - Грот Николай Яковлевич (1852 - 1899)
...Таким образом жизнь Бэкона даже по внешней связи фактов представляет любопытное явление: признаки полного отсутствия нравственных принципов и,
несмотря на это, доходящую до самопожертвования преданность науке, знанию. В этом контрасте отражается весь дух его учения, -- идеалистический фанатизм его веры в науку в соединении с равнодушием к роли знания в созидании нравственного мировоззрения человека. "Знание -- сила" -- таков девиз Бэкона. Но какая сила? Сила, устрояющая не внутреннюю, а внешнюю жизнь. Знание в руках человека -- орудие власти над природой -- то самое, чем стало знание окончательно в наше время великих побед над природой и крайнего принижения нравственных начал человеческой жизни. Франциск Бэкон -- как бы некоторое пророчество, преобразование для нашего времени. Франциск Бэкон, по удачному сравнению Виндельбанда, -- приверженец "духа земли" в гетевском Фаусте. "И кто не узнает в философии Бэкона, -- замечает он, -- практического духа англичан, которые более всех других народов сумели воспользоваться открытиями науки для благоустройства жизни". Бэкон -- не исключение, Бэкон -- тип практического человека, который в лучшем случае видит в науке, в знании средство подчинить человечеству внешний мир, природу. Руководящей идеей Бэкона в его философских произведениях была идея материальной пользы всего человечества. Заслуга Бэкона в том, что он первый обобщил принцип борьбы личности за право жизни, и Гоббес, провозгласивший "войну всех против всех" исходным началом развития общества, был в понимании смысла жизни только продолжателем Бэкона, а оба вместе -- предшественниками Мальтуса и Дарвина с их учением о борьбе за существование как принципе развития в сфере экономической и биологической. Трудно отрицать преемственность национальных идей и стремлений, когда в течение трех веков они так ярко сказываются.
...Бэкон очень остроумно и в психологическом смысле тонко определяет ошибочные образы, или идолы, нашего ума, затрудняющие его познавательную работу. Эти идолы он делит на четыре разряда: 1) Идолы рода (idola tribus). Это особенности человеческой природы вообще, извращающие познание вещей: наприм., склонность к излишнему порядку в идеях, влияние фантазии, стремление перейти за пределы доступного в опыте материала знания, влияние чувств и настроений на работу мысли, наклонность ума к чрезмерному отвлечению, абстракции. 2) Идолы пещеры (idola specus): каждый человек занимает известный уголок мира, и свет знания достигает его, преломляясь через среду его особенной индивидуальной природы, сложившейся под влиянием воспитания и сношений с другими людьми, под влиянием книг, которые он изучал, и авторитетов, которых он почитал. Таким образом всякий человек познает мир из своего угла или пещеры (выражение, взятое у Платона); человек видит мир в особенном, ему лично доступном освещении; должно каждому стараться познавать свои личные особенности и очищать мысль свою от примеси личных мнений и от окраски личными симпатиями, 3) Идолы площади (idola fori): самые скверные и трудно устранимые ошибки, связанные с языком, словом как орудием знания, и обнаруживающиеся в сношениях людей между собою (оттого "площадь"). Слова в мире мыслей -- ходячая разменная монета, цена ее относительная. По происхождению своему из знаний непосредственных, грубых, слова грубо и сбивчиво определяют вещи, и отсюда бесконечные споры о словах. Должно стараться определять их точнее, ставя в связь с реальными фактами опыта, различая их по степени определенности и точного соответствия свойствам вещей. Наконец, четвертый разряд -- идолы театра (idola theatri): суть "обманчивые образы действительности, возникающие из ошибочного изображения действительности философами и учеными, перемешивающими быль с баснями и выдумками, как на сцене или в поэзии". В этом смысле Бэкон особенно указывает, между прочим, на вредное вмешательство в область науки религиозных представлений (См. Логика Владиславлева, Спб. 1872, приложения. -- С. 203 и след.).
...Но никто не может познать вещи посредством одних чувств, -- ощущения должны быть переработаны рассудком, и это дает общие истины, аксиомы, которые руководят умом при дальнейших странствованиях в лесу фактов, в дебрях опыта. Поэтому Бэкон осуждает и тех, которые подобно паукам все познание плетут из себя (догматики или рационалисты), и тех, кто подобно муравьям только собирает факты в кучу, не перерабатывая их (крайние эмпирики); -- для приобретения истинного знания должно поступать так, как поступают пчелы, собирающие материал с цветов и полей и перерабатывающие его в своеобразные продукты особенной внутренней силой.
...Учение Гоббеса характеризуется историками философии как натурализм; можно назвать его систему также и материалистическою, так как исходною точкой ее является положение, что нет ничего реального, кроме тел и их движений. Не только человек есть самое совершенное тело природы, но и государство есть тело, хотя и искусственное -- в отличие от естественного. Отсюда деление науки на учение "О природе", или естественном теле, учение "О государстве", или искусственном теле, и учение "О человеке как посредствующем звене -- самом совершенном теле природы и элементе искусственного тела -- государства".
...Абсолютизм Гоббеса такой крайний, что даже религию и свободу совести он отдает в руки властителя. Государство вправе в интересах целого всякое суеверие сделать религией; самостоятельность церкви, а равно и теория богооткровенного происхождения ее и государства для Гоббеса -- нелепость. "На примере Гоббеса, -- говорит Виндельбанд, -- мы видим, как религиозный индиферентизм часто обращается в основу деспотической нетерпимости".