Утопическое государство буржуазии (Эмиль Жирарден и его философия) 1869 г.
...В самом деле, с одной стороны, как мы видели, свобода капитала необходимо требует
внесения принципа свободы в область права, а между тем, с другой стороны, развитие этого принципа в правовой сфере, вызывая вмешательство государства в экономические отношения в интересах рабочего, стесняет, ограничивает, парализирует свободу капитала. Для буржуазной философии является делом первой необходимости найти примирение между этими двумя друг друга обусловливающими и в то же время друг другу противоречащими принципами.
...Suffrage universel подчиняет интересы меньшинства интересам большинства, интересы капитала - интересам труда. Она противоречит свободе капитала, и в то же время она есть логическое следствие этой свободы. Новая (или, правильнее, прежняя, только в другом виде) антиномия, требующая нового синтеза. Известно, что в последнее время буржуазия не только Старого, но даже и Нового света деятельно ищет этого синтеза. Далее, очень еще далеко то время, когда в конституционном государстве интересы большинства возьмут перевес над интересами меньшинства, но буржуазия и теперь уже трепещет перед этой перспективой; ей уже и теперь чудится тирания большинства, и она начинает хлопотать о будто бы попранном праве меньшинства. В Америке, в Англии и во Франции популярнейшие буржуа берут это право под свою защиту и изыскивают всевозможные системы для примирения господства числа с господством капитала, suffrage universel - с представительством меньшинства.
...Пародируя известные слова Сьейса, мыслителя и политика, вполне достойного быть учителем Жирардена*, буржуазный философ таким образом резюмирует свой общественный идеал:
«В современном обществе что такое индивид?
- Ничто.
Чем он должен быть?
- Всем.
В современном обществе что такое государство?
- Все.
Чем оно должно быть?
- Ничем».
«Ничем... не чем иным, как только национальным обществом коллективных сбережений и взаимного страхования. Взаимного страхования от войны, огня, наводнения, нищеты и т. п.».
«Государство гарантирует от войны посредством армии и флота, добровольно комплектуемых и постепенно сокращаемых но мере уменьшения шансов сухопутных и морских войн».
«Государство гарантирует от нищеты посредством фонда, который образуется из добровольных взносов в размере одного сантима с рабочего часа, сбираемых с рабочих, чиновников и вообще всех лиц, живущих задельной платой».
«Государство гарантирует от огня, наводнения, града, кораблекрушения и т. п. посредством особой премии, взимаемой с собственников, земледельцев, кораблехозяев и т. п. Премия эта, на которую не будут падать никакие издержки по взиманию, будет, очевидно, гораздо ниже, нежели премия, взимаемая нынче различными страховыми компаниями».
«Наконец, государство гарантирует от всяких волнений, убийств, воровства, мошенничества, подделки монет и т. п. посредством судов и полиции».
«Ничего более и ничего менее».
«Тогда издержки государства могут быть значительно сокращены и весь механизм управления упростится до последней степени» (pp. 67, 68).
Государство, одним словом, из юридического и политического института превращается в простую страховую компанию. Оно, как бы сознав свое бессилие, говорит гражданам: «Граждане, я ничем не могу вам помочь, потому что я не хочу мешаться в ваши дела; живите, как знаете, но от меня ничего не ждите; я освобождаю вас от всяких обязанностей относительно себя, и вы то же должны сделать относительно меня.
* Деятель французской буржуазной революции аббат Сийес (Сьейс) в брошюре «Что такое третье сословие?» (1789) писал, что буржуазия до сих пор была ничем, а должна стать всем.