Глава 4. Появление научной роли
Более высокая оценка науки в Северной Европе
...Итальянские художники-инженеры зависели в своем доходе от правящих династий, которые были
единственными потребителями произведенных товаров и оказанных услуг. Эти правящие династии составляли небольшую и закрытую группу. Изменения состава этой группы вследствие вливания в нее крупных торговых семей было недостаточно для того, чтобы изменить ее аристократический характер и иерархический характер общества в целом. Города продолжали оставаться небольшими и закрытыми политическими единицами, состоящими из гильдий, тщательно изолированных друг от друга и ранжированных по узаконенным привилегиям и традиционным ценностям. Они возглавлялись правящим классом, который пользовался привилегиями и обладал властью, превосходившими привилегии и власть отдельных гильдий. Связь города с его ближним и дальним окружением также осталась неизменной. Город оставался островком особых привилегий и традиций, боровшимся с другими носителями привилегий и традиций правления за господство над окрестным крестьянским населением и старыми морскими торговыми путями в Средиземном море.
Протестантская политика в отношении науки
...Но в большинстве мест протестанты не смогли создать закрытой религиозной общины. С одной стороны, они вынуждены были противостоять католикам; с другой стороны, различные протестантские секты вели борьбу между собой. В этих обстоятельствах не существовало религиозной власти, которая была бы способна заставить подчиниться своей доктрине и практике. В тех местах, где складывались такие условия, правительствам было намного проще выражать сочувственное отношение к науке и научным утопиям. Верившие в утопию могли свободно пропагандировать свои взгляды, а официальные власти могли занимать прагматическую позицию в этом вопросе. В результате официальные протестантские власти в ряде случаев принимали политику поддержки науки, а в Англии они вплотную подошли к принятию научной утопии за основу своей официальной образовательной политики.
Первым заметным примером явно позитивной протестантской политики в отношении науки стало преследование Галилея. И любые репрессивные действия в отношении науки со стороны католической церкви, которая была главным противником протестантов, тотчас использовались для пропаганды. Дело Галилея получило широкую огласку. Сразу же после его осуждения группа протестантских ученых в Париже, Страсбурге, Гейдельберге и Тюбингене решила перевести работу Галилея на латынь. В этом предприятии они пользовались широкой поддержкой со стороны нескольких протестантских общин, в прошлом не отличавшихся терпимостью к коперниковским идеям.
...И до создания, и при самой Английской республике поддержание общественного согласия по поводу всего, что могло иметь религиозное значение, существенно осложнилось из-за множества теологических разногласий, имевших политические последствия. Отличительная особенность предыстории Королевского научного общества состояла в том, что участники неформальных встреч кружка, из которого возникло общество, договорились не обсуждать вопросы религии и политики, беспристрастно ограничившись нейтральной областью науки. По схожим причинам бэконовская философия и поддержка науки стали частью официальной политики республики.
Глава 5. Институционализация науки в Англии XVII века
Важнейшее отличие места науки в Англии по сравнению с другими странами в начале XVIII века заключалось в том, что английская наука была институционализированной. Поскольку слова «институт» и «институционализация» используются в самых различных смыслах, эти термины нуждаются в определении. Здесь институционализация будет означать (1) признание в обществе определенной деятельности в качестве важной социальной функции, которая ценна сама по себе; (2) существование норм, регулирующих поведение в данной области деятельности и до некоторой степени совместимых с осуществлением ее целей, и независимость от других видов деятельности; и наконец (3) определенное приспособление социальных норм в других областях деятельности к нормам данной деятельности. Социальный институт - это, следовательно, институционализированная деятельность.
В случае науки институционализация предполагает признание того, что точное эмпирическое исследование является методом познания, который ведет к открытию важного нового знания. Такое знание отличается и не зависит от других способов получения знания, например традиции, спекуляции или откровения. Оно накладывает определенные моральные обязательства на тех, кто занимается его получением: общезначимая оценка вклада; обязательство сообщать об открытии публике для использования и критики; соответствующее признание вкладов других и наконец множество условий в других институционализированных областях, например свобода слова и печати, определенная религиозная и политическая терпимость (иначе трудно сохранить общезначимость) и некоторая гибкость, необходимая для того, чтобы сделать общество и культуру легко приспосабливаемыми к постоянным переменам, проистекающим из свободы исследования.
Независимость науки от остальных областей исследования и признание независимости норм науки от других норм входили в официальную программу Королевского научного общества. Такая независимость проявлялась также и в стиле работы членов Королевского научного общества. В отличие от таких своих великих коллег из континентальной Европы, как Декарт, Гассенди и Лейбниц, члены Королевского научного общества не считали свою научную работу составной частью более широкой спекулятивной философии. Обычно они вообще не занимались такой деятельностью, поскольку и без того считали эмпирическую науку занятием достаточно или даже наиболее уважаемым и достойным.
Сциентизм и наука во Франции XVII века
...В то время как Королевское научное общество представляло собой независимую корпорацию, членами которой были самые разные люди, в том числе любители и политики от науки, а также ученые, добившиеся выдающихся успехов, Академия наук была своеобразной высшей ступенью бюрократического аппарата науки и состояла исключительно из небольшого числа ученых с превосходной репутацией. Задачей Академии наук был контроль над наукой и ограничение ее влияния такими вопросами, которые королевская власть во Франции считала желательными. Точные, эмпирические и технические науки признавались королевской властью при условии, что эмпирический и экспериментальный подходы не будут распространяться на политику и что общезначимые нормы науки не станут применяться к вопросам религии и положения в обществе.
...С другой стороны, во Франции создание Академии наук отражало стремление разорвать связь между точными и техническими науками и сциентистским движением. Оно было попыткой изолировать науку от остальных социальных институтов. Поддержка оказывалась науке при условии, что последняя ограничивалась исключительно выполнением собственных задач. Кроме того, наука должна была служить экономическим и военным целям абсолютистской монархии и при этом отделять себя от более широких социальных движений.