Жизненные задачи психологии. - Грот Николай Яковлевич (1852 - 1899)
...Современная личность в своем развитии находится в менее благоприятных условиях,
чем когда-либо. С самого младенчества ее духовный рост тормозится разрывающими ее в противоположные стороны разноречивыми теориями и влияниями. В каждой семье дети воспитываются и ведутся различно: одним предоставляется полная свобода и ожидаются благие последствия от абсолютного несдерживания и непротиводействия естественным инстинктам и желаниям; других детей, наоборот, ведут на помочах чуть не до периода полной зрелости, во всем ограничивая их желания и деспотически распоряжаясь их духовным бытием. Глядя друг на друга, эти дети теряют веру в непререкаемый авторитет своих воспитателей и в обоих случаях их духовное развитие оказывается предоставленным случаю: капризу и темпераменту окружающих лиц. В школе различные педагоги воспитывают и обучают их тоже совершенно различно: одни действуют мерами строгости, а иногда и насилия, другие - мерами поощрения и даже заискивания, и сравнение таких противоречивых приемов как в воспитании воли, так и в образовании ума поселяет в душе ребенка преждевременные недоумения. В жизни неокрепшая и несформировавшаяся личность разрывается самыми разнородными и непримиримыми влияниями и теориями, господствующими среди окружающего общества. Во всем чувствуется шаткость мировоззрения нашей эпохи, противоречие между старыми и новыми системами духовной культуры и условиями общественного быта. Не удивительно, что результатом всех этих шатаний является безысходный скептицизм, полная апатичность в действии, бессилие и дряблость воли, беспринципность поведения и бесцельность жизни: таланты зарываются в землю, умственные способности растрачиваются вследствие непроизводительного употребления, организм - вместо того, чтобы быть совершенствуем и изощряем в видах наиболее плодотворной духовной работы, - изнашивается в дрянных и пошлых наслаждениях, во всевозможных грубых излишествах. Борьба воли с прихотями и капризами плоти подвергается осмеянию, воздержность в наслаждениях принимается за доказательство ограниченности, проповедь борьбы со страстями считается признаком отсталости и невежества. На то и жизнь, говорят обыкновенно, чтоб исполнять свои желания, наслаждаться, переживать сильные страсти... Мировоззрение Облонского в Анне Карениной, утверждавшего, что «цель образования: изо всего сделать наслаждение», оказывается ныне преобладающим во всех слоях западноевропейского, а отчасти и русского образованного общества. Неудивительно, что при таких условиях в лучших людях совершается крайняя реакция, что возникают и успешно распространяются среди общества учения, отрицающие всякую науку и цивилизацию и призывающие к первобытному хаосу докультурных, анархических человеческих отношений. Такими учениями заканчивается каждый век новой эры существования человечества, и в конце каждого следующего века эта проповедь раздается все энергичнее и энергичнее, распространяется в обществе все успешнее и успешнее.
...В других статьях мы предполагаем рассмотреть подробнее отдельные части указанной проблемы и, прежде всего, вопрос о приложимости к духовной жизни физического закона сохранения энергии, который один мог бы положить пределы развитию психических сил человека. Мы надеемся показать, что на самом деле этот закон не может иметь никакого применения в оценке судьбы наших духовных энергий, а также условий их взаимодействия с физическими энергиями организма, - в видах установления искусственных рамок для внутреннего роста нормальной личности