О природе человеческого сознания. - Кн. С. Н. Трубецкой (1862 - 1905)
1. Предварительное понятие о природе сознания
...Истина, добро, красота не суть продукты внешнего эмпирического соглашения
и недосягаемы индивидуальному уму как таковому; они не суть также идеи какого-то абсолютного, трансцендентального Я, отличного от всех живых человеческих личностей, и были бы совершенно непознаваемы в этом едином абстрактном субъекте. Сознание не может быть ни безличным, ни единоличным, ибо оно более чем лично, будучи соборным.
2. Критика эмпирического учения о сознании
...Индивидуальное сознание человека всецело ограничено собою, совокупностью своих настоящих и прошедших состояний. Это основной тезис эмпирической доктрины. Все содержание сознания обусловливается накоплением прошедших личных опытов, опыт-же есть прежде всего состояние сознания. Самый дух есть ни что иное как совокупность таких состояний, связанных между собой. Дух всецело ограничен ими и ничего кроме их знать не может. Вне состояний моего сознания для меня ничего не существует; ибо если бы я мог утверждать бытие чего-либо иного вне подобных состояний, то значит и знал бы о чем-либо вне их и не ограничивался-бы ими, что противоречит основному исходному положению всей нашей психологии. Знать о чем-либо внешнем, трансцендентном нашему сознанию мы не можем, потому что мы ограничены собою; и все, что может выходить за пределы индивидуального сознания выходит и за пределы его логической компетенции.