Размышления, вызванные неожиданным голосом из области естествоведения. - А. А. Козлов (1831 - 1900)
...Конечно, современной философии вовсе нет надобности держаться буквы Лейбница в объяснении
понятий пространства, времени и материи, но она, по-моему, не может сойти с основной точки зрения, впервые решительно высказанной Лейбницем, что пространство и время не имеют реального существования и что материя и весь материальный мир вовсе не существует таким, каким мы его представляем, что что он есть phaenomenon bene fundatum. Наконец, философия должна, по-моему, твердо держаться за энергически поддерживаемый Лейбницем принцип, что разум и чувственный опыт вовсе не суть два различные органа познания, так что необходимо выбирать один какой-либо из них критерием истины.
О природе человеческого сознания. - Кн. С. Н. Трубецкой (1862 - 1905)
1. Предварительное понятие о природе сознания
...Я думаю, что человеческое сознание не есть мое личное отправление только, но что есть коллективная функция человеческого рода. Я думаю также, что человеческое сознание не есть только отвлеченный термин для обозначения многих индивидуальных сознаний, но что это живой и конкретный, универсальный процесс. Сознание обще всем нам, и то, что я познаю им и в нем объективно, т. е. всеобщим образом, то я признаю истинным - от всех и за всех, не для себя только. Фактически я по поводу всего держу внутри себя собор со всеми. И только то для меня истинно, достоверно всеобщим и безусловным образом, что должно быть таковым для всех. Наше общее согласие, возможное единогласие, которое я непосредственно усматриваю в своем сознании, есть для меня безусловный внутренний критерий, точно также как внешнее, эмпирическое согласие относительно каких-либо опознанных общепризнанных истин - есть критерий внешний, авторитет которого зависит от первого.
...Как-бы ни силился я заглушить общий голос, он непогрешим; а когда я сознаю, что имею его за себя, то смело отвечаю за всех.
...Тот, кто познал истину, требует, чтобы ее признали все; он один лучше всех знает то, что все должны знать. И поэтому один побеждает и убеждает столь многих в том, чему сначала не хотел верить никто.
...Позитивность опыта, т. е. восприятие самобытной, независимой от нас реальности, и возможная логичность знания предполагают коренную, существенную соборность сознания, ибо все логические функции, направленные на познание реального и общего, превышали-бы компетенцию индивидуальной личности, если бы она не заключала в себе сверхличного начала.