Часть 4. Биологическое мировоззрение и политическая практика в немецкоязычном пространстве
Глава 9. Особенности эволюционной теории и социал-дарвинизма в Германии
9.5. Сальтационизм и неокатастрофизм
...Характерной чертой их взглядов было сочетание телеологического трансформизма с сальтационизмом, что прямо противопоставляли английской склонности
к униформизму и эмпиризму. Впоследствии эти идеи получили всестороннее обоснование в трудах многочисленных немецких эволюционистов, неизменно занимавших антидарвиновские позиции. Свои главные аргументы первые немецкие эволюционисты направляли прежде всего против дарвинизма, который был для них типичным продуктом культуры Англии - главной конкурентки Германии в борьбе за мировое господство и интеллектуальное лидерство.
...Естественники, находившиеся под влиянием философских систем И. Г. Фихте и Ф. В. Й. фон Шеллинга с постулированным в них тождеством субъекта и объекта, утверждали, что для познания природы нет необходимости исследовать ее путем наблюдений и опыта. Достаточно лишь правильно мыслить для постижения результатов деятельности абсолютного духа. В итоге свои размышления о природе они стремились представить как продукт исключительно чистого мышления, оставляя за скобками результаты многочисленных наблюдений и опытов. Важно добавить, что немецкая идеалистическая философия была романтическим национализмом.
Для нее все нации и все поколения были частями единого исторического процесса самопознания духа, а в ряду переходов от низших форм культуры к высшим дух с наибольшей полнотой реализовался в немецком народе, достигшем максимальной степени свободы.