«О человеке» (1769)
Раздел VII. Добродетели и счастье народа - следствие не святости его религии, но мудрости его законов
Глава IV. О папистской религии
...Остается фактом, говорит Юм («История Англии, т. I), что англосаксы,
как и все невежественные и разбойничьи народы, нарушали своп клятвы и лгали с бесстыдством, неизвестным цивилизованным народам.
Глава V. Государство иезуитов
Я рассматриваю здесь устройство ордена иезуитов лишь под углом зрения осуществления их честолюбивых планов. Иезуиты стремились к влиянию, власти, уважению и добились этого при католических дворах.
...Что делало их грозными для государей? Единство их воли с волей их генералов. Сила подобного единства, может быть, еще недостаточно известна. Древность не дает нам такого образца, который можно было бы сравнить с формой правления у иезуитов. Предположим, что у древних потребовали бы разрешения нижеследующей политической проблемы.
Спрашивается:
«Каким образом из глубины монастыря человек может управлять бесчисленным множеством других людей, живущих в различных странах и подчиняющихся различным законам и государям? Каким образом этот человек может сохранить - часто на колоссальных расстояниях - достаточно власти над своими подданными, чтобы заставить их по своему произволу передвигаться, действовать, мыслить и всегда сообразовывать свое поведение с
честолюбивыми планами ордена?»
До возникновения монашеских орденов такая задача показалась бы безумием. Ее решение отнесли бы к числу платоновских химер. Между тем эта химера осуществилась.
Что касается средств, с помощью которых генерал ордена добивается послушания членов ордена, то средства эти известны, - я не стану подробно перечислять их.
Но каким образом, имея столь мало подчиненных, он часто внушает такой страх государям? В этом - шедевр политики.