Часть вторая. «Коренные строфы о Срединности» («Мула-мадхьямака-карика») и «Толкование Коренных строф о Срединности, [называемое] Бесстрашным опровержением догматических воззрений]»
II. Перевод ММК и «Акутобхайи»
[Двадцать вторая глава] Исследование Истинносущего
Возражение:
Истинносущий всё-таки есть,
ибо в священном Слове не сказано:
«После прекращения череды рождений (нирваны) Его нет».
Ответ:
13
Тот, у кого понятийное восприятие твёрдо (догматично),
Тот постигает только так: «Истинносущий есть»
Или «Истинносущего нет». Тому придётся размышлять
И о прекращении череды рождений [Истинносущего].
Тот, кто обладает умом, с отпечатками (догмами) многих видов различительных понятий, тот крепко держится [правила]: «Если это истинно, то другое бессмысленно». Относительно прекращения череды рождений {нирвана) Истинносущего тот, держась этого правила, размышляет: «Истинносущий есть после нирваны, или Истинносущего нет после нирваны, или Истинносущий после нирваны есть и нет [одновременно], или неверно, что Истинносущий после нирваны есть и нет [одновременно]». Итак, тому придётся размышлять о прекращении череды рождений Истинносущего, полагаясь на четыре суждения о нирване.
...Когда открыто око подлинного знания, тогда относительно прекращения череды рождений не будет правильным размышлять, полагаясь на четыре суждения о нирване: «Истинносущий есть после нирваны, или Истинносущего нет после нирваны, или Истинносущий после нирваны есть и нет [одновременно], или неверно, что Истинносущий после нирваны есть и нет [одновременно]». Ибо в таком [просветлённом] уме не возникает мысль, что объекта вовсе нет.
[Двадцать третья глава] Исследование искажений [правды]
...Общеизвестны первые четыре лжевзгляда, названные Просветлённым («Ангуттара-никая», П, 52). Они состоят в том, что заблуждающиеся видят (1) постоянное в непостоянном (вечное в невечном), (2) страдание там, где оно прекращается, (3) вечную душу там, где её нет, (4) чистое в нечистом.