под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Т. 41, С. 339-389 опубликовано:17 августа 2020г.
Развитие учения о Л. в античной и эллинистической философии
Учение о Л. Филона Александрийского
...По отношению к миру Л. есть единая творческая Божественная Cила (δύναμις), соединяющая все
действующие вовне Божественные силы. Некоторые не вполне ясные высказывания Филона о взаимосвязи Л. и сил обусловлены двояким представлением Филона о природе сил: с одной стороны, силы - это постоянные свойства и действия Бога, вслед. чего Филон именует их «несозданными», с др. стороны, силы - это вечные, но тварные идеи Божественного Ума, «бестелесные», «невидимые» и «умопостигаемые». Вторые силы проистекают из первых и тождественны замыслам и действиям Бога по отношению к творению; исполнителем этих действий и распорядителем всех сил в сфере тварности выступает Л., сам являющийся перворожденной Силой.
Сохраняя библейский монотеизм, Филон возводит все силы к Богу как к единому источнику; и Л. и подчиненные ему силы действуют как инструменты Бога, а не как свободные и самобытные деятели. Важное значение для последующей философии и христ. богословия имело предложенное Филоном с опорой на аристотелевские представления о причинности учение о 4 началах, определяющих возникновение всякого творения: 1) «от чего» (τὸ ὑφ᾿ οὗ), т. е. творческая причина; 2) «из чего» (τὸ ἐξ οὗ), т. е. материя; 3) «чем» (τὸ δι᾿ οὗ), т. е. орудие творения; 4) «ради чего» (τὸ δι᾿ ὅ), т. е. цель и назначение сотворенного. В этой системе Л. занимает место орудия, по смыслу аналогичное функции формы в аристотелевской системе причин; Бог как Творец создал все «логосом» из 4 материальных элементов с целью явить Свою благость.