Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х т. Т. 2. М., «Мысль», 1973.

Sep 21, 2022 13:47

Сюнь-цзы (ок. 313 - ок. 238 гг. до н. э.)
Глава девятнадцатая. «О ритуале»
Как появился ритуал? Отвечаю: человек от рождения обладает желаниями; когда эти желания не удовлетворяются, неизбежно возникает стремление добиться [их удовлетворения]; когда в этом стремлении [человек] не знает границ и пределов, неизбежно возникает соперничество. Когда возникает соперничество, это приводит к смуте, а смута приводит к нищете. Ваны-предки питали отвращение к смутам, поэтому они создали [нормы ритуала] и долга, чтобы [в соответствии с ними] разделять [людей,] удовлетворять их желания и стремления. Добиться того, чтобы желания не превосходили [возможности] вещей [их удовлетворять], а вещей всегда было бы достаточно для удовлетворения желаний, когда и желания, и вещи соответствуют друг другу и взаимно растут, - такова причина появления ритуала.
Отсюда видно, что ритуал служит [целям] удовлетворения [желаний]*.
* Ритуал служит [целям] удовлетворения [желаний] - Развивая учение Конфуция о ритуале (ли) как нормативной основе отношений между людьми в семье и обществе, Сюнь-цзы наполняет это понятие новым, социально-экономическим содержанием: ритуал, согласно его взглядам, является не только мерилом нравственности, норм поведения человека, но и своего рода экономическим рычагом распределения общественного продукта. В данном отрывке Сюнь-цзы пытается объяснить происхождение и необходимость соблюдения «ритуала», исходя из экономических факторов - невозможности в равной степени удовлетворить все желания всех людей,что, по мысли философа, и вызывает необходимость введения «различий» между людьми в удовлетворении их потребностей в «вещах».

...Поэтому, когда [человек] видит лишь жизнь и стремится сохранить ее любой ценой, он непременно умрет; когда [человек] видит лишь выгоду и стремится получить ее любой ценой, он непременно понесет ущерб; когда [человек] ради своего спокойствия ленится и трусит, он непременно попадет в опасное [положение]; когда [человек] ради своего удовольствия дает волю чувствам, он непременно погибнет. Поэтому тот, кто сосредоточивается на соблюдении ритуала и выполнении долга, добивается двух [результатов]*; тот же, кто сосредоточивается на своих чувствах, теряет [и то и другое].
* Добиваться двух [результатов] - имеется в виду соблюдение ритуала, выполнение долга - как один результат, и умиротворение чувств, разумное их удовлетворение - как второй.

...Ритуал имеет три основы: небо и земля - основа существования, предки - основа рода, правитель-наставник - основа порядка. [Действительно], если бы не было неба и земли, как бы было возможно существование? Если бы не было предков, откуда бы тогда [люди] вели свое происхождение? Если бы не было правителя-наставника, кто бы приводил в порядок [Поднебесную]? Недостаток любой из трех [основ] делает невозможной спокойную [жизнь] людей.

Конфуций, Ритуал, Эволюция систем, Причины, Система и элемент, Духовная культура Китая, Сюнь-цзы

Previous post Next post
Up