Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х т. Т. 2. М., «Мысль», 1973.

Sep 13, 2022 19:32

«Ли цзи» (IV-I вв. до н. э.)
Глава девятая. «Действенность ритуала»
...Простой же народ почитает государя, дабы самому обрести порядок; кормит его, дабы обрести себе успокоение; служит ему, дабы обрести для себя славу. Так ритуал проникает всюду и утверждается разделение [людей]. Люди же стремятся к [славной] смерти и тяготятся [бесславным] существованием.

...Если государство постигает бедствие и государь умирает за божество [своей] земли и божество Проса, то это его долг; если же знатный умирает за собственный, [а не за государев] храм предков, то это уже испорченность.

...Итак, человек - средостение земли и неба, в нем - крайность пяти стихий, он живет, ощущая вкус пищи, различая звуки и одеваясь в цветное.

...Ритуал и долг суть великие человеческие начала. Наставляя в верности и совершенствуя в дружелюбии, они укрепляют содружество плоти и кожи, прочность костей и сухожилий. Они суть великие начала, поддерживающие жизнь и сопутствующие в смерти, служащие душам [умерших] и духам. Они суть великие врата, выводящие к небесному пути, дающие выход человеческим чувствам. Только совершенномудрые смогли понять, что ритуал не должен прерываться. Чтобы разрушить царство, погубить клан, извести человека, нужно прежде всего искоренить ритуал.

из примечаний
...Молитву духа предка произносил хозяин дома. Самого предка изображал обычно младший сын. Считалось, что устами этого мальчика предок отвечает хозяину и возвещает благополучие семье.

...Жертвоприношение совершалось в несколько приемов, как бы отмечая важнейшие вехи «окультуривания» человека. Сначала приносилось в жертву сырое мясо, затем - ошпаренные туши четырех видов домашних животных и, наконец, - жареное, вареное и различным образом приготовленное мясо.

Конфуций, Обычай, Граждане, Понятия, Ритуал, Рецепты, Определения, Управление, О человеке

Previous post Next post
Up