Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Т. 41, опубликовано 17 августа 2020г.
Формирование основных значений слова λόγος в греческом языке
Платон
...В свою очередь, сотворенная демиургом душа мира выражает себя в особого рода речи (λόγος). По словам Платона, душа мира, составленная из бытия, тождества и различия,
постоянно находится в круговом движении и, проникая в сущность всех вещей, «изрекает (λέγει), по отношению к чему, в каком смысле, каким образом и в какое время нечто тождественное или иное является тождественным или иным» (Ibid. 37a-b). Результатом непрерывной изрекающей деятельности души является «мысленная речь» (λόγος), к-рую Платон называет «без звука и голоса распространяющейся в самоподвижном». Эта речь (логос) является истинной независимо от того, изрекается ли она о тождественном или об ином. Если она высказывает иное и имеет предметом чувственный мир, она производит истинные мнения и убеждения (δόξαι κα πίστεις), а если она обращена на тождественное, т. е. на разумный мир идей (τὸ λογιστικόν), результатами ее деятельности становятся ум (νοῦς) и точное знание (ἐπιστήμη), к-рые являются не только истинными, но и необходимыми, т. к. они связаны с вечными умопостигаемыми отождествляется с движением души и понимается как ее первичная деятельность, задающая все проч. свойства души, в т. ч. конституирующая присущий душе ум, который понимается как способность созерцания идей. И на уровне макрокосма (мировой души), и на уровне микрокосма (души человека) Л. является разумной речью души, высказывающей истину и в своем высказывании либо устанавливающей (божественный логос), либо выражающей (человеческий логос) отображение вечного во временном.