Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. М., «Мысль», 1971.

May 19, 2022 14:46

Философы кантовского и гегелевского направлений первой половины XIX века
Немецкие материалисты 40-60-х годов XIX в.
Людвиг Андреас Фейербах (Feuerbach, 1804-1872)
Ниже публикуются извлечения по изданию: Л. Фейербах. Избранные философские произведения, т. I-//. М., 1955.
[Критика религии]
Сущность и сознание религии исчерпывается тем, что заключается в сущности человека, его сознании и самосознании. У религии нет собственного, особого содержания (11, стр. 52).

Чем больше человек отрицает чувственность, тем чувственнее становится его бог, в жертву которому приносится эта чувственность (II, стр. 56).

[...] Бог как противоположность человеку, как нечеловеческая, то есть не индивидуально человеческая, сущность является объективированной сущностью рассудка. Чистая, совершенная, безущербная божественная сущность есть самосознание рассудка, сознание рассудком своего собственного совершенства. Рассудок не знает страданий сердца; ему чужды желания, страсти, потребности и, следовательно, недостатки и слабости, свойственные сердцу. [...] Рассудок - достояние рода. Сердце является носителем частных, индивидуальных побуждений, рассудок- побуждении всеобщих. [...] Только посредством рассудка и в рассудке человек получает силу абстрагировать от самого себя, то есть от своей субъективной, личной сущности, возвышаться до всеобщих понятий и отношений, отличать объект от производимого им впечатления, рассматривать его по существу, помимо его отношения к человеку. [...]

...Главная наша задача выполнена. Мы свели внемировую, сверхъестественную и сверхчеловеческую сущность бога к составным частям существа человеческого как к его основным элементам. В конце мы снова вернулись к началу. Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии (II, стр. 218-219).
Религия есть отношение человека к своей собственной сущности - в этом заключается ее истинность и нравственная спасительная сила, - но не как к своей сущности, а как к другому, отличному от него и даже противоположному ему существу; в этом заключается ее ложь, ее ограниченность, ее противоречие разуму и нравственности, в этом пагубный источник религиозного фанатизма, высший, метафизический принцип кровавых человеческих жертв - одним словом, в этом заключается первопричина всех ужасов, всех потрясающих сцен в трагедии истории религии (II, стр. 233).

...Вера по существу партийна. Кто не за Христа, тот против Христа. Либо за меня, либо против меня. Вера знает только врагов или друзей] она не может быть беспристрастной; она имеет в виду только себя. Вера по существу нетерпима - по существу потому, что вера тесно связана с иллюзией, будто ее дело есть дело бога, ее честь есть честь бога (II, стр. 293).

...Мы доказали, что содержание и предмет религии совершенно человеческие, доказали, что теологическая тайна есть антропология, а тайна божественной сущности есть сущность человеческая. Но религия не сознает человеческого характера своего содержания; она даже противополагает себя началу человеческому, или но крайней мере она не признает, что ее содержание человечно. Поэтому необходимый поворотный пункт истории сводится к открытому признанию, что сознание бога есть не что иное, как сознание рода, что человек может и должен возвыситься над пределами своей индивидуальности или личности, но не над законами и существенными определениями своего рода, что человек может мыслить, желать, представлять, чувствовать, верить, хотеть и любить как абсолютное, божественное существо - только человеческое существо (II, стр. 308).
Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо. Бог есть дух, это значит по свидетельству истины: дух есть бог. Каков субъект, таков и объект, какова мысль, таков и познаваемый объект. Бог - как абстрактное, то есть отвлеченное, нечувственное существо - есть объект не чувств или чувственного воображения, а разума; следовательно, он есть только сущность разума, только разум, объективирующий себя как божественное существо (II, стр. 320).

Психические отправления, Фейербах, Понятия, Стили мышления, Немцы, О духовности, О богах, Определения, Религия

Previous post Next post
Up