Книга вторая. Изложение и критика учения
Глава восемнадцатая. Основание этики как ее вторая основная проблема
II. Сострадание как основание этики
1. Метафизическое основание сострадания. Руссо
Чистая совесть есть следствие выраженных на деле справедливости и любви к людям. Где основание и источник последних? К этому вопросу сводится вся проблема, которую Шопенгауэр назвал
"основанием морали".
...Чтобы представить наглядно на ужасающих примерах человеческую жестокость как крайнюю противоположность всякому состраданию, Шопенгауэр указывает на торговлю рабами, на инквизиционные суды и на мучительство зверей. Альба казнил в Нидерландах 18 000 человек, в Мадриде в течение трех веков в муках погибли на кострах 300 000 еретиков; еще в 1839 г. было указано, что число рабов в Америке ежегодно увеличивалось почти на 180 000 негров, причем при ловле и перевозке их погибали жалкою смертью еще свыше 200 000.
...В четвертой книге "Эмиля" Руссо выводит сострадание из чувства нашего единства со страждущим существом: мы отождествляем себя с ним таким образом, что разрываем узкий круг нашего я, выходим из этого круга и страдание ближнего чувствуем в своей душе ("сердцу человеческому свойственно ставить себя на место не тех людей, которые счастливее нас, но только тех, которые больше нас заслуживают жалости").
В этом действительно заключается сущность сострадания.
...Но что же есть основание самой морали? На чем основывается основание морали? Этот вопрос выходит за пределы этики, и на него можно дать только метафизический ответ.
...Мы бы совершенно не поняли философа, если бы его этику приняли за руководство к добродетельному поведению и в этом смысле поняли отношение теории и практики. Как эстетика не в состоянии производить гениальных и изящных людей, так и этика не может создавать добрых и сострадательных людей. Эти нравственные свойства принадлежат характеру и не создаются образованием, но бывают только прирожденными. Как бы ни были различны во всем прочем гений и добродетель, умение и воление, но в одном они сходятся, а именно в том, что им нельзя научиться. Можно иметь голову, полную нелепых суеверий и туманных представлений о себе самом и о мире, но в то же время быть и оставаться святым, и наоборот, с самым продуманным учением и прославлением святости можно быть и оставаться эгоистом in folio.
3. Происхождение плача
...Источником слез является не переживаемое в ощущении горе, но повторение его в рефлексии, живое представление страдания, будь оно чужое или свое. Вследствие этого мягкое сердце и живое воображение являются двумя условиями, без которых не текут слезы: жестокосердые и лишенные фантазии люди не плачут.
...Один клиент, услышав свою судьбу в изображении красноречивого защитника, разразился слезами и сказал: "Я и не знал, что я так много выстрадал". Есть превосходный пример в гомеровском рассказе в конце восьмой книги Одиссеи. Когда Одиссей при дворе царя Феаков услышал из уст певца рассказ о разрушении Трои и хвалу своим собственным подвигам, тогда ему представился более ясно, нежели любое его собственное состояние, весь контраст между героем и страдальцем, между тем, что он совершил, и тем, что он вынес, между своим прошлым и настоящим - и он заплакал, стараясь скрыть свои слезы. В галерее на Capo di Monte в Неаполе Шопенгауэр видел изображение этой сцены и воспользовался этим примером для иллюстрации своего учения о плаче - примером, трогательнее и возвышеннее которого трудно подыскать.
...Превращение чужого страдания в свое собственное есть таинственный процесс сострадания, который совершает свой путь через чувство к воображению или через него к чувству и благодаря им обоим приводит к сочувствию к самому себе, которое и является источником слез.