Дневники и записные книжки 1904-1906
11 Дек. 1904. Я. П. … Гулялъ съ Илюшкомъ и послѣ его нехорошихъ разсказовъ попытался передать ему религіозное, съ сознаніемъ приближенія къ смерти, пониманіе жизни. Онъ не принялъ, и я усумнился, не есть ли это плодотворное сознаніе близости смерти и движенія къ ней свойство только старости? Вопросъ. -
22 Дек. 1904. Я. П.
1) Богъ отвѣчаетъ только тому, кто говорить съ нимъ наединѣ. Нельзя разсказать другому своего отношен[iя] къ Богу. Какъ только тайна нарушена, прекращается отношеніе.
2) Есть люди, к[оторые] пользуются религіей для честолюбія, корысти, властолюбія, но есть и такіе, к[оторые] пользуют[ся] ею для забавы, для игры. Эти ужасны.
…
6) Жизнь, к[оторую] я сознаю, есть прохожденіе духовной неограниченной (божественной) сущности черезъ ограниченное предѣлами вещество. Это вѣрно.
7) Если бы вещество, черезъ кот[орое] проходитъ божественная сущность, было неограничено предѣлами, божественная сущность была бы во всемъ, и не было бы вещества, и не было бы движенія, была бы нирвана; если бы черезъ вещество не проходила божественная сущность, то не было бы ни вещества, ни движенія. -
Это похоже на дѣло.
8) Самыя убѣдительныя интонаціи у сумашедшихъ. Вообще, чѣмъ глупѣе, тѣмъ убѣдительнѣе. Какъ будто законъ жизни такъ установленъ, чтобы люди подчинялись разумному убѣжденію только по разуму, а не по гипнозу. Въ разумномъ убѣжденіи нѣтъ гипноза: всегда трезвость, простота.
9) Старость - свобода, разумность, ясность, любовь.
…
12) Либералы, революціонеры тратятъ задаромъ драгоцѣнный духовный матерьялъ. Они подобны людямъ, к[оторые], подойдя къ рѣкѣ, вмѣсто того, что[бы] строить мостъ, бить сваи изъ приготовленнаго матерьяла, валятъ все это въ рѣку въ надеждѣ замостить, a рѣка все относитъ.
13) Жизнь - это паденiе съ высоты съ увеличивающейся быстротой. Надо знать это, чтобы разумно жить, не удивляться, что падаешь, не хвататься руками за то, мимо чего летишь: испортишь руки.
31 Дек. 1904. Я. П. … За эти дни выш[ло] мое письмо къ Ник[олаю] II. Черт[ковъ] напечата[лъ] по переданному мною согласію черезъ Душана. Мнѣ б[ыло] непріятно. Если бы противъ меня были приняты мѣры какія бы ни были, чѣмъ жесточе, тѣмъ лучше, это б[ыло] бы мнѣ пріятно, но мнѣ кажется, что я поступилъ неделикатн[о] по отношенію Ник[олая] II и Нико[лая] Мих[айловича]. Мнѣ б[ыло] особенно непріятно п[отому], ч[то] я всѣ эти дни въ грустномъ (не недобромъ и не недовольномъ, но грустномъ) настроеніи отъ состоянія тѣла.
...У меня написано: Жизнь есть прохожденіе духовной неограниченной (божественной) сущности черезъ ограниченное предѣлами вещество. Точнѣе выразить надо такъ: Жизнь
есть сознаніе* духовной сущности въ предѣлахъ. Предѣлы эти представляются веществомъ и движеніемъ, и поэтому жизнь представляется** прохожденіемъ духовнаго сознанія черезъ вещество
* Зачеркнуто: своей
** Зачеркнуто: движеніемъ т
...Совѣсть есть воздѣйствіе сознанія вѣчнаго, божественнаго начала на сознаніе временное, тѣлесное. Пока не проснулось это сознаніе, нѣтъ совѣсти. Напрасно обращаться къ ней.
[1 января 1905. Я. П.] … Мы гадаемъ, ищемъ, желаемъ счастія, т. е. такихъ условій, при к[оторыхъ] намъ бы было хорошо, а между тѣмъ намъ хорошо можетъ быть только отъ нашего усилія побороть то, что намъ нехорошо. Такъ что выходитъ совершенно обратное того, что мы думали: то самое, что мы называемъ счастьемъ: здоровье, богатство, слава, красота, все это - Капуи, все это ослабляетъ нашу энергію, устраняетъ возможность или, по крайней мѣрѣ, не вызываетъ потребность проявить усиліе, - то самое, что даетъ истинное благо. И обратно: все, что считается несчастіемъ, вызываетъ эти усилія. На этомъ зиждется и то ужасное заблужденіе, что внѣш іня формы обществ[енной] жизни есть благо, и надо устраивать ихъ. - Хочется сказать парадоксъ, что чѣмъ лучше формы обществ[енной] жизни, тѣмъ ниже и умы и характеры людей (Америка3 до освобожд[енія] негровъ). Искать того, что называется счастл[ивыми] условіями жизни: богатства, славы, здоровья, красоты, привлекательности, это все равно, что согрѣваться у печки, а не здоровымъ трудомъ на свѣжемъ воздухѣ.
2 Янв. 1905. Я. П.
Здоровье лучше. Гости свалили. На душѣ радостно.
20 Янв. 1905. Я. П. … Музыка есть стенографія чувствъ. Вотъ что это значитъ: быстрая или медленная послѣдовательность звуковъ, высота, сила ихъ, все это въ рѣчи дополняетъ слова и смыслъ ихъ, указывая на тѣ оттѣнки чувствъ, к[отор]ые связаны съ частями нашей рѣчи. Музыка же безъ рѣчи беретъ эти выраженія чувствъ и оттѣнковъ ихъ и соединяетъ ихъ, и мы получаемъ игру чувствъ безъ того, что вызываетъ ихъ. Отъ этого такъ особенно сильно дѣйствуетъ музыка, и отъ этого соединеніе музыки съ словами есть ослабленіе музыки, есть возвращеніе назадъ, выписываніе буквами стенографическихъ значковъ.
Жизнь въ матеріи проявляется движеніемъ, разрушающимъ матерію. (Чепуха.)
Намъ легко видѣть теперь обманъ церкви, когда мы уже внѣ ея; но мы не видимъ точно такого же обмана того, что называется наукой, п[отому] ч[то] мы въ немъ.
21 Янв. 1905 Я. П. … Утромъ б[ылъ] отъ Накашидзе милый человѣкъ Кипіани, к[отор]ый разсказалъ чудеса о томъ, что дѣлается на Кавказѣ: въ Гуріи, Имеретіи, Менгреліи, Кахетіи. Народъ рѣшилъ быть свободн[ымъ] отъ правительства и устроиться самому. Душанъ записалъ. Надо будетъ изложить. Это - великое дело.
...Слушалъ политическія разсужденія, споры, осужденіе, и вышелъ въ другую комнату, гдѣ съ гитарой пѣли и смѣялись.
И я ясно почувствовалъ святость веселья. Веселье, радость,это - одно изъ исполненій воли Бога.
...Мы такъ привыкли къ болтовнѣ объ общемъ благѣ, что уже не удивляемся на то, какъ человѣкъ не дѣлая никакого дѣла, прямаго труда для общаго блага, не высказывая никакой новой мысли, говоритъ о томъ, что, по его мнѣнію, нужно дѣлать, чтобы всѣмъ б[ыло] хорошо. Въ сущности, вѣдь ни одинъ человѣкъ не мож[етъ] знать хорошенько, что ему самому нужно для его блага, а онъ съ увѣренностью говорить о томъ, что нужно для всѣхъ. Это - особенная черта только нашего времени. Платонъ, Солонъ, Конфуцій, Сенъ Симонъ, Фурье, Овенъ высказываютъ новые идеалы и новые законы; рядовые люди работаютъ для себя, своей семьи, своей общины, предлагая свои мнѣнія о ближайшихъ интересахъ; но что такое, какое значеніе всѣхъ этихъ разговоровъ и статей о всѣмъ извѣстномъ и надоѣвшемъ?
1 Февр. 1905. Я. П. … Движеніе есть борьба отдѣленнаго духовнаго существа съ смертью, съ тѣмъ, что мы называемъ инерціей. <Вещество есть предѣлъ духовнаго существа. Если бы не б[ыло] отдѣленнаго духовнаго существа, не было бы вещества и не было бы движенія. Какъ только есть вещество и движеніе, то непремѣнно должно быть отдѣленное духовное существо.>
9 Марта 1905 Я. П. … 3) Какъ* опасна жизнь для славы людской! Для себя, для своего эгоизма можно сдѣлать много дурнаго, но для славы людской дѣлается ужасное, такое, к[оторое] въ сто, тысячу разъ хуже всего того, что можетъ сдѣлать человѣкъ изъ эгоизма.
* Зачеркнуто: ужасна