Глава 4. Система симуляции как невозможность социального
Народ безмолвствует.
А. С. Пушкин. Борис Годунов
...Генеалогия производства, по Бодрийяру, - это генеалогия заключения, наподобие того, что замечательно описал Фуко. «Промышленный», то есть неремесленный, коллективный и поднадзорный, труд возник в Генеральных госпиталях. Общество, двигаясь по пути рационализации, прежде всего прикрепило к месту и внушило рациональный принцип труда
всякого рода бродягам и девиантам. Бодрийяр в точности воспроизводит мысль Фуко: как безумие позволило обществу узреть собственную истину, так принцип рационального труда, применяемого прежде всего к «бездельникам», стал тем разрезом, который позволил узреть принцип рациональности. Институты, ведающие безумием, распространились на общество в целом; точно так же рациональный труд стал универсальной моралью общества производства/потребления.
...Бодрийяр делает следующие выводы: во-первых, смерть переносится «на потом»; во-вторых, общество распространяет свою юрисдикцию на смерть. Как и всё прочее, смерть социализируется: она теперь может быть только «естественной», а всякая иная смерть - скандальный непорядок. Смерть отнимается у каждого из членов общества, и теперь никакой индивид не вправе умереть так, как ему этого хочется. По сути, это означает нейтрализацию жизни как таковой.