Лев Николаевич Толстой (9 сен 1828 - 20 ноя 1910) Псс. Том 54 (1935)

Mar 29, 2022 22:23

Дневник, записные книжки и отдельные записи 1900-1903
9 Іюн. Я. П. 1901. … Можно только то сказать, что новая жизнь начнется такъ же, какъ эта, уясненіемъ своего положенія въ новыхъ условіяхъ.

...Человѣкъ, думающій о смерти со страхомъ, подобенъ путешественнику, заѣхавшему за океанъ и со страхомъ думающему о возвращеніи домой. Можетъ быть и качка и морская болѣзнь и буря, а не миновать ворочаться домой.

11 Іюн. 1901. Яс. Пол. … Есть люди, кот[орые] говорятъ не для выраженія мыслей, а для совершенія поступковъ: разбранить кого, подольститься къ кому, похвастаться и тому под[обное]. Разговоръ же для обмѣна мыслей имъ не доступенъ.

30 Іюнь. Ясн. Пол. 1901 годъ.
1) Время только въ этой формѣ жизни, поэтому при переходѣ въ иную форму жизни, не можетъ быть вопроса о времени, и слова: будущее и прошедшее не имѣютъ смысла. Въ этой жизни вспоминаешь не данныя прошедшей жизни, а данныя другой формы жизни. Жизнь всегда вся одна, только въ каждой формѣ она кажется отдѣленной.
2) Какъ хороша болѣзнь, - все разрѣшается, что̀ казалось неразрѣшимымъ. И разрѣшается все тѣмъ же единственнымъ средствомъ - любовью.
3) Время есть то, что̀ ограничиваетъ меня, отдѣляя меня отъ различныхъ формъ жизни, въ которыхъ я былъ или буду. Пространство же есть то, что̀ ограничиваетъ меня, отдѣляя отъ другихъ существъ. Измѣненіе формъ представляется мнѣ движеніемъ, различіе же меня отъ другихъ существъ представляется мнѣ матеріей.
4) Я совершенно основательно боялся уничтоженія въ смерти, когда во мнѣ не было истинной жизни (въ молодости) - теперь, имѣя эту жизнь, не могу себѣ представить уничтоженія.
Мнѣ удивительно хорошо.

16 Іюля. Я. П. 1901. … Всѣ существа безсмыслены, пока отдѣльны. Даетъ всему смыслъ разумъ, соединяя ихъ.

...Китайцы говорятъ: мудрость въ томъ, чтобы знать, что ты знаешь то, что̀ знаешь, - и знаешь, что не знаешь чего не знаешь; я прибавляю къ этому: еще бо̀льшая мудрость знать, что̀ нужно знать и чего можно не знать, и что̀ знать прежде и что̀ послѣ.

...Человѣкъ несвободенъ, когда онъ попалъ въ какое либо теченіе, но онъ свободенъ подвергнуть себя тому или другому теченію. И потому человѣкъ долженъ пріучить себя освобождаться отъ теченій и выходить на берегъ, чтобы обдумать, какое ему избрать теченіе. (Что то плохо).

... Предѣлы моего существа мнѣ представляются матеріей. Измѣненія моего существа мнѣ представляются движеніемъ. Предѣлы моего существа по отношенію другихъ существъ мнѣ представляются пространствомъ. Измѣненія моего существа по отношенію измѣненій другихъ существъ мнѣ представляются временемъ.

18 Iюль. Я. П . 1901.
1) Сознаніе дано человѣку затѣмъ, чтобы понимать свое положеніе, ставить себя въ то теченіе (тотъ гипнозъ), которое должно, которое нужно Богу, - а люди употребляютъ сознаніе, чтобы увеличить свое наслажденіе.
2) Жизнь настоящая, духовная, есть основа, на которой вышиваются всякіе узоры: болѣзни, страданія, потери. И если основа настоящая, - узоры только разнообразятъ, украшаютъ коверъ, но не разрушаютъ его.

20 Іюль 1901. Ясн. Пол. … Жизнь есть увеличеніе отдѣленнаго отъ Всего существа (не матерьяльнаго). Зачѣмъ существо это сознаетъ Все, а есть только часть? зачѣмъ оно измѣняется? - существо это не можетъ понять. Но не можетъ не предполагать этому разумную причину, смыслъ, - не можетъ не допускать такого существа, которому причина, смыслъ этотъ понятны, которое само не отдѣлено и не составляетъ часть, а цѣлое, Все. Существо это Богъ.
Будучи отдѣлено отъ Всего и постоянно увеличиваясь, частичное существо, человѣкъ сознаетъ свои предѣлы. И предѣлы эти представляются ему тѣлами: своимъ и чужими - тѣлами въ пространствѣ. Постоянно увеличиваясь же, человѣкъ сознаетъ совершающіяся въ его предѣлахъ измѣненія, и измѣненія эти представляются ему движеніемъ во времени.

...Не надо желать жить, потому что хочешь сдѣлать что либо, а надо дѣлать потому, что живешь.

10 Октября 1901. Гаспра, на южн[омъ] берегу.
Здоров[ье] все также плохо. То ухудшенія, то улучшенія, но слабыя . Прежнее здоровье окончательно кончило[сь]. И такъ хорошо, и не только и такъ хорошо, но именно хорошо. Приготовленіе къ переходу.

...Предприниматели (капиталисты) обкрадываютъ народъ, дѣлаясь посредниками между рабочими и поставщиками орудій и средст[въ] труда, также обкрадываютъ купцы, становясь посредниками между потребителями и продавцомъ. Тоже подъ предлогомъ посредничества между обиженными и обидчика[ми] устанавливается грабежъ государственный. Но самый ужасный обманъ это обманъ посредниковъ между Богомъ и людьми.

29 Ноября 1901 г. Гаспра. … Когда я буду умирать, я желалъ бы, чтобы меня спросили: продолжаю ли я понимать жизнь такъ же, какъ я понималъ ее, что она есть приближен[iе] къ Богу, увеличеніе любви... Если не буду въ силахъ говорить, то если да, то закрою глаза, если нѣтъ, то подниму ихъ къ верху.

[29 января.] … Бывало досадывалъ, что жизнь чужая идетъ, а ты лежишь, умираешь, а теперь только хочется, чтобы она шла себѣ, не мѣшая спокойному умиранію.

[6 января.]
2) Ничто духовное не пріобрѣтается духовнымъ путемъ: ни религіозность, ни любовь, ничто. Духовное все творится матерьяльной жизнью, въ пространстве и времени. Духовное творится дѣломъ.

30 Янв. 1902.
1) Отобрали у рабочихъ все молоко, надѣлали пирожныхъ и ваннъ, а потомъ съ помощью науки хотятъ дѣлать наипитательнѣйшимъ то далеко недостаточное количество, которое осталось для рабочихъ. Вотъ цѣль нашего ученаго земледѣлія, техники, медицины.

2 Февраля 1902.
Огонь и разрушаетъ и грѣетъ. Также и болѣзнь.* Когда, здоровый, стараешься жить хорошо, освобождаясь отъ пороковъ, соблазновъ, то это дѣлаешь съ усиліемъ и то какъ бы приподнимешь одну давящую сторону, а все остальное давитъ. Болѣзнь же сразу приподнимаетъ всю эту грязную чешую и сразу дѣлается легко, и такъ страшно думать, что, какъ это знаешь по опыту, какъ только пройдетъ болѣзнь, она опять наляжетъ всей своей тяжестью.
* Зачеркнуто: когда мнѣ не больно, мнѣ не только радостно, но весело.

8 Мартъ.
1) Бѣлинскій безъ религіи, - изъ нижняго этажа. Гоголь религіозный - изъ верхняго.

21 Мартъ 1902.
1) То, что̀ видитъ нерелигіозный человѣкъ, видитъ и религіозный, но то, что̀ видитъ религіозный, - не видитъ нерелигіозный.

3) Три модныя философіи на моей памяти: Гегель, Дарвинъ и теперь Ничше. Первый оправдывалъ все существующее; второй приравнивалъ человека къ животному, оправдывалъ борьбу, т. е. зло въ людяхъ; третій доказываетъ, что то, что̀ противится въ природѣ человѣка злу - есть ложное воспитаніе, ошибка. Не знаю, куда итти дальше.

[Мартъ или апрѣль 1902.] …
2) Жизнь есть основа всего. Она была, есть и будетъ. Здѣсь мы ее знаемъ, какъ отдѣленное отъ всего міра. Отдѣленіе даетъ необходимость пространства и времени. Но пространство и время не могутъ объяснить жизни. Все въ пространствѣ и времени иллюзорно. Пространственныя и временныя соображенія нужны только для руководства «я» - отдѣльнаго существа въ этомъ мірѣ. Но для познанія существующаго не только не помогаютъ, но служатъ главнымъ препятствіемъ, приводя все къ безконечности большей или малой.
3) Наша иллюзія, что при смерти жизнь кончается, происходитъ отъ того, что мы форму жизни считаемъ за жизнь: какъ если бы человѣкъ считалъ, что не вода въ пруду, а самая форма пруда есть предметъ. Тогда, какъ только бы ушла вода изъ пруда, онъ думалъ бы, что уничтожилось то, что̀ было прудъ.

Гегель, О смерти, О пространстве, О жизни, Дневник, Китайцы, Белинский, О знании, Дарвин, О духовности, Гоголь, Лев Николаевич Толстой, Ницше, О непонятном, О времени

Previous post Next post
Up