Всемирная история: В 6 т. T. 1 : Древний мир : Ин-т всеобщ. истории РАН. - М. : Наука. - 2011.

Mar 12, 2022 14:47

Поздняя древность (I тысячелетие до н.э. - середина I тысячелетия н.э.)
Античный мир
Возвышение Рима (III-II века до н.э.) (О. В. Сидорович)
Рим на пути к мировой державе
...Этот союз известен под названием Второго триумвирата. Триумвиры получили неограниченные полномочия для устройства государства на пять лет. Основу благополучия отечества они видели в тотальном физическом уничтожении своих политических противников. Составив проскрипционные списки, триумвиры развязали жесточайший террор, который по количеству погибших далеко превзошел сулланские репрессии. Жертвой вакханалии террора пал и Цицерон.

...Птолемеевский Египет, дольше других сохранявший свою независимость, был обращен в очередную провинцию Римской империи. По всей стране воцарился долгожданный мир.
В столкновении между Антонием и Октавианом, по сути дела, решался вопрос о «модели» единоличной власти. Многолетнее пребывание Антония на Востоке сделало его ярым поклонником египетских и персидских монархических традиций. Октавиан же в своей политике всегда апеллировал к античным гражданским порядкам, умело используя «ориентализм» соперника для привлечения на свою сторону жителей Италии и большинства провинций.

...настроения масс. В действительности римский народ никогда не управлял государством. Это было полем деятельности «политического класса», доступ в который покоился на обладании собственностью. Но тот факт, что большинство граждан не могло стать магистратами, совсем не мешал им быть заинтересованными в том, как функционируют институты власти. Политической системе приходилось считаться с интересами и требованиями широких слоев общества. Народ не был всемогущим в Риме, но его отношение к происходящему имело определенное значение и учитывалось представителями власти.

...Задача римских интеллектуалов сводилась к тому, чтобы приспособить эти идеи к традиционным римским ценностям и найти греческой философии общественное применение. В своих философских сочинениях Цицерон дает сугубо римские ответы на вопросы, поставленные в различных греческих философских школах. В центре его внимания всегда оставался Рим, а подчинение им окружающих народов происходило для их же блага; служение Риму воспринималось как служение человечеству, а сам Рим являлся воплощением идеального государства.

Рим: эпоха принципата (A. Л. Смышляев)
Легитимация единовластия
...В 28 г. до н.э. Октавиан простил накопившиеся во время гражданских войн недоимки гражданам - должникам государственного казначейства и сжег долговые документы. Затем он особым указом отменил все законы и постановления, изданные по инициативе триумвиров. В глазах сограждан это выглядело как демонстративное отречение от несправедливостей и злоупотреблений, связанных со смутами и междоусобицами.
Октавиан позаботился об укреплении не только гражданского мира, но и «мира с богами», что считалось одним из главных условий процветания гражданской общины. Он приказал восстановить в Риме множество обветшавших, разрушенных или сгоревших древних храмов потомкам их основателей (полководцев-триумфаторов); 82 храма, которые некому было восстанавливать, он воздвиг заново на собственные средства и украсил богатыми дарами.
В том же самом году Октавиан провел чистку сената, невероятно разросшегося во время гражданских войн за счет разного рода «темных личностей» и откровенных проходимцев, введенных туда по милости Цезаря и триумвиров. Рассказывают даже, что некий римлянин узнал в одном из только что назначенных квесторов своего беглого раба. Такой чисткой Октавиан постепенно уменьшил число сенаторов с 1000 до 600 человек (столько входило в его состав накануне гражданских войн). Он ввел для сенаторов минимальный имущественный ценз в 1 млн сестерциев. Обедневшим представителям древних родов, выходцы из которых из поколения в поколение заседали в сенате, Октавиан подарил средства, достаточные для сохранения ими своего былого положения. Таким образом, благодаря Октавиану сенат, олицетворявший для римлян республиканский строй, снова стал работоспособным и авторитетным органом власти.

...Итак, власть Августа и его преемников внешне выглядела как республиканская: формально она являлась выборной, срочной, а нередко и коллегиальной и рассматривалась как своеобразная чрезвычайная магистратура. Хотя при всем своем республиканском антураже эта бессрочная, никому неподотчетная и фактически неограниченная власть противоречила коренным принципам республиканского правления.

...И если Цезарь, придя к власти, заявлял, что «республика- ничто, пустое имя без тела и облика», а люди отныне должны слова его считать законом, то Август ставил себе в заслугу «восстановление республики» и постоянно подчеркивал, что он выполняет решения сената и народа римского и подчиняется законам. И хотя, фактически, и Цезарь, и Август были единовластными правителями, лишившими сенат и народ римский их былого значения, большинство римлян считали правление Цезаря тираническим, а Августа - законным и благодетельным.

Убийство, Рим, Всемирная история в 6 т., Граждане, Цицерон, О власти, Интеллигенция, Манипуляция, Демократия, Управление

Previous post Next post
Up