Дневники и записные книжки 1888-1889
14 Я . М. 89. … встретил Ник[олая] Федор[овича] и с ним беседовал. У него в роде как у Урусова в жизни и книгах не то, что есть, а то, что ему хочется. И интонации уверенности удивительные. Всегда эти интонации в обратном отношении с истиною. Ему пластырь надо. Во время обеда доктор земск[ий]. Беседовал с ним слишком горячо.
Надо учиться молчать. Главное помнить его,* собеседника, пользу. Помнить, что он бутылка, к[оторая] хочет в себя впитать, - лучше, либо дитя, хотящее сосать, либо соски, желающие опорожниться. В обоих случаях силом нельзя ни влить, ни сосать.
* Слово: его подчеркнуто три раза.
27 Я . М. 89. … Да, вся беда в преждевременности, в уверенности в том, что сделал то, чего не сделал. Это с христ[ианством] вообще, это, в частности, с рабством. Уничтожили рабов - бумаги на владение рабами, но все-таки не только меняли каждый день белье, делали ванны, ездили в экипаж[ах], обедали 5 кушаний, живем в 10 комнатах и т. п., - всё вещи, к[оторых] нельзя делать без рабов. Удивительно ясно, а никто не видит.
25 февраля 1889 г.
...Надо выработать отношение. Да, отношение то, чтобы не скорбеть о мнении, к[оторое] о тебе составят. Как говорит Эпиктет: если ты не решаешься прослыть за дурака, ты далек от (философии) мудрости.
27 Ф. М. 89. … и думал две вещи: 1) о том, как бы найти критериум не истины, но того состояния умов, при к[отором] их общение может быть плодотворно, или скорее - такое состояние и отношение умов, при к[отором] общение плодотворное невозможно. Как бы найти те условия, при к[оторых] винт может держать, и те, при к[оторых] он не держит. Дело, главное, в том, чтобы найти признаки праздной болтовни, баловства словом, к[оторые] ужасны для меня, как и для всех искренних работников слова. Как же - я из глубины души достаю с болью и страшным трудом мысль, и вдруг эта мысль замешивается [?] в миллионы таких же мыслей и среди этой массы теряет свое значение. Мысли же эти не мысли, а подобие их и добываются совсем не из глубины и совсем иначе и очень легко. Вот найти признак их. Об этом допишу после.
8 М. М. 89. … Потом пришел Герас[имов] и стал рассказывать о чтении Шишкина, о том, что сила скопляется в эфире. Я сказал, что эфир не есть реальность; он огорчился и обиделся. Разумеется, я виноват. А я заразился обидой. Да, школа молчания должна быть. Помоги, Господи.
11 М. М. 89. … С Ограно[вичем] спорил я - не раздражаясь, но излишне говоря. Он материалист - сознание плод сил, действующих в материи, и потому надо действовать на материю. Чем? Ну, обычное сумашествие. Я как будто пробовал, тверд ли я. Если говорил, то значит не тверд.
14 М. 89. М. Встал рано. Работал, читал о Китае прекрасную книгу. Китайцы не могут смотреть иначе на нас, как на варваров сумашедших, злых и подлых, корыстолюбивых уродов. Как поучителен такой взгляд.
Примечания к дневнику 1888 г.
35. на земле с Хилковым. - Дмитрий Александрович Хилков (1857-1914), бывший гвардейский офицер, крупный харьковский помещик. Отдал всю свою землю крестьянам. В 1890 г. был сослан. В 1893 г . у Хилкова и его жены Цецилии Владимировны Винер (1860-1922), по распоряжению Александра III, были насильственно отобраны дети, которых они отказались крестить. Толстой много и настойчиво хлопотал о возвращении детей родителям. В 1898 г. Хилков эмигрировал в Канаду, а затем в Швейцарию, где вскоре примкнул к революционным кругам, но в 1905 г., вернувшись в Россию, отошел от революционного движения. В 1914 г. пошел добровольцем на войну, где и был убит (под Львовом). С Толстым Хилков познакомился в 1886 г. и много переписывался.
38. Тихомиров - Федор Федорович Тихомиров (р. 1849), из крестьян Рязанской губернии. С 1880-х гг. член совета Первого московского общества трезвости. После предложения группы членов общества об исключении Толстого из почетных его членов (в связи с отлучением от церкви), Тихомиров с Д. А. Урусовым и С. Н. Нахимовым напечатали в газетах протест (см. «Неделя», 1901, № 29). С Толстым познакомился в 1882 г.