Введение в метафизику.
...Чѣмъ являются неподвижныя точки по отношенію къ движенію подвижного тѣла, тѣмъ-же самымъ оказываются понятія различныхъ качествъ по отношенію къ качественной измѣнчивости предмета. Различныя понятія, на которыя разлагается измѣненіе, оказываются, такимъ образомъ, устойчивыми видѣніями, получаемыми отъ неустойчивости реальнаго. И „мыслить" предметъ,
въ обычномъ смыслѣ этого слова, значить схватывать съ его подвижности одинъ или нѣсколько такихъ неподвижныхъ снимковъ. Это значить, въ сущности, спрашивать себя отъ времени до времени, въ какомъ онъ состояніи, чтобы знать что можно изъ него сдѣлать.
...Что не существуетъ двухъ различныхъ способовъ познанія сущности вещей, что корень различныхъ наукъ скрытъ въ метафизикѣ,-такъ думали, вообще, древніе философы. И не въ этомъ была ихъ ошибка. Она заключалась въ томъ, что они всегда проникались столь естественной человѣческому уму вѣрою, что измѣненіе есть только выраженіе и развитіе неизмѣняемостей. Отсюда слѣдовало, что Дѣйствіе есть ослабленное Созерцаніе, длительность-обманчивый и подвижной образъ неподвижной вѣчности, Душа-паденіе Идеи. Вся эта философія, которая начинается съ Платона и приводить къ Плотину, является развитіемъ принципа, который мы могли-бы формулировать такъ: „Неизменное заключаетъ въ себѣ больше, чѣмъ движущееся, и отъ устойчиваго переходятъ къ неустойчивому путемъ простого уменьшения". А между тѣмъ истина какъ разъ въ обратномъ.