Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982-1983 учебном году Пер. с фр. А. В. Дьяков.
Лекция от 26 января 1983 г.
...Что может сделать человек бедный, несчастный, слабый, проливающий слезы (вспомните, с какой настойчивостью Креуса, приступая к признанию, говорит, что не может сдержать слез), ставший жертвой несправедливости?
Только одно: выступить против сильного. Публично, при всех, при свете дня, в его сиянии, он обращается к сильному и говорит ему, что он несправедлив. Эта речь о несправедливости, возглашаемая слабым против сильного, представляет собой одновременно и некий способ заявить о своих правах, и способ бросить вызов всемогущему, своей правдой, так сказать, вызвать на поединок его неправоту. Этот ритуальный акт, этот акт ритуальной речи слабого, говорящего правду о несправедливости сильного, от имени собственной справедливости упрекающего совершившего несправедливость сильного, сближается с некоторыми другими ритуалами, не обязательно вербальными. К примеру, в Индии мы находим ритуал голодания. Голодовка - это ритуальный акт, которым бессильный перед лицом того, кто может все, подчеркивает, что стал жертвой несправедливости последнего. Некоторые формы японского самоубийства имеют те же смысл и значение. Речь идет о своего рода агонистическом дискурсе. Единственное оружие того, кто является жертвой несправедливости, а сам бессилен, - это агонистическая речь, которая выстраивается вокруг структуры несправедливости.
примечания
...Два сложенных воедино кусочка разбитой керамики служили знаком узнавания (sumballein: сходиться).